Энциклопедия современной юридической психологии - профессионально-психологическая подготовка сотрудников
Связанные словари
Профессионально-психологическая подготовка сотрудников
Основными задачами ППП выступают: вооружение профессионалов ПОО прикладными психологическими знаниями, необходимыми для осмысленных действий в психологически насыщенных условиях решения правоохранительных задач; формирование профессионально-психологических навыков и умений (аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических); профессиональное развитие психологических качеств (способностей); повышение профессионально-психологической устойчивости; формирование умения владеть собой; тренинг в высококачественном выполнении всех профессиональных действий при стрессе и большой психической напряженности; развитие профессионально-психологической ориентированности личности, выражающейся в постоянном внимании, стремлении, привычке к выявлению и учету психологических аспектов при выполнении любых профессиональных действий.
Эти задачи определяют содержание профессионально-психологической подготовки. Существует основная (во многом общая по содержанию для всех сотрудников) и специальные виды ППП, дифференцированные по категориям персонала, профессиональным задачам, действиям, условиям, времени проведения. Организация ППП предполагает проведение специального цикла занятий, а так же попутное решение ее задач в ходе занятий по другим видам подготовки и дисциплинам. Формами специальных занятий являются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практические занятия, стрельбы, психологический тренинг, психотехнические игры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90 % учебного времени.
В основе методики ППП лежит метод учебного психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников. На занятиях это достигается приближением к реальным внешних условий и трудностей и внутренних, психологических: напряжений, переживаний, умственных и волевых трудностей. Нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, трудностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения обстановки, противодействия, самостоятельности, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др. (см. Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях). Обязательно при этом принятие мер безопасности, снижающих до минимума возможность получения травм обучающимися.
Поведение ППП требует создания специальной учебной базы (см. Полигон профессионально-психологической подготовки).
Разработка педагогической системы ППП осуществляется ЮП совместно с юридической педагогикой. Специальными психолого-педагогическими критериями эффективности занятий определены: 1) профессионально-психологическая нацеленность (задач, содержания, методики) 2) профессионально-психологическая плотность (степень насыщенности элементами психологических трудностей от начала до конца занятия), 3) профессионально-психологическая реалистичность (содержания, условий, трудностей), 4) степень экстремальности, 5) психолого-педагогическая результативность (итоговый результат, выраженный в формировании компонентов профессионально-психологической подготовленности).
(А.М. Столяренко)
Литература: В.К. Коломеец. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложным условиям. – Свердловск. 1975; Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны: Методические материалы / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 1990; Прикладная юридическая психология…С. 268-275.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1009 | |
2 | 841 | |
3 | 734 | |
4 | 705 | |
5 | 677 | |
6 | 651 | |
7 | 630 | |
8 | 625 | |
9 | 617 | |
10 | 604 | |
11 | 589 | |
12 | 584 | |
13 | 569 | |
14 | 560 | |
15 | 548 | |
16 | 513 | |
17 | 507 | |
18 | 505 | |
19 | 483 | |
20 | 467 |