Энциклопедия современной юридической психологии - воспитания осужденных психологический аспект
Связанные словари
Воспитания осужденных психологический аспект
Воспитание осужденных эффективно, если представляет собой двусторонний процесс, включающий психолого-педагогическое воздействие воспитателей (сотрудников) и деятельность самих осужденных по восприятию и усвоению этих воздействий, обеспечивающее исправление. Результат такого взаимодействия – единство нравственной перестройки сознания и поведения личности, ее внутренней работы по переосмыслению своего прежнего образа жизни, раскаяния в совершенном преступлении. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравственными нормами, т.к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе воспитания осужденных такие нравственные нормы, как ответственное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к личной и общественной собственности, приобретают статус правовых.
Специфика процесса воспитания осужденных определяется и тем, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания, а его важнейшие элементы (основные средства исправления, меры наказания и поощрения, взаимоотношения с воспитателями, администрацией, связи с внешним миром и др.) регламентируются в значительной степени нормами права. Степень регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинировано и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе воспитания возникают определенные противоречия между психолого-педагогической целесообразностью воздействия на личность и жесткими правовыми предписаниями, имеющими обобщающий характер и не учитывающие индивидуальные психологических особенностей отдельных осужденных, которые нужны для психолого-педагогических воздействия, обязанных быть всегда конкретными и персонифицированными. Отрицательное отношение осужденных к наказанию, к ограничительным нормам, как правило, переносятся на воспитателей, администрацию, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление психолого-педагогическому воздействию, перерастая подчас в групповые, массовые неповиновения, экстремистские действия. Разрешение указанных противоречий во многом определяется созданием нормальных психолого-педагогических отношений между субъектом и объектом воспитания, нормальным морально-психологическим климатом в учреждении в целом.
К особенностям процесса воспитания в местах лишения свободы относится и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция человека от общества, особенно несовершеннолетнего, приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, способствует появлению у осужденных психических состояний, препятствующих адекватному восприятию действительности. К тому же, концентрация в учреждениях УИС криминальных личностей создает условия для формирования особой социально-психологической среды, основанной на межличностных отношениях, традициях и субкультуре уголовного мира. Все это предъявляет повышенные требования к духовно-нравственному и профессиональному уровню воспитателей и их психолого-педагогическому мастерству. Неэффективность борьбы с традициями уголовной среды не в последнюю очередь обусловлена педагогической и психологической некомпетентностью большинства сотрудников органов, исполняющих наказания, преобладанием в их деятельности методов запретительно-принудительного характера.
Повышение эффективности процесса воспитания осужденных связано с разработкой научно-обоснованной системой психолого-педагогического воздействия на осужденных, гуманизацией этого процесса с учетом международных актов по правам человека, подготовкой квалифицированных психолого-педагогических кадров для органов, исполняющих наказания; широким привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных, религиозных, к процессу перевоспитания осужденных; учетом и применением в современных условиях передового отечественного и зарубежного опыта исправления, ресоциализации и социальной адаптации осужденных.
(М.П. Стурова)
Литература: Исправительно-трудовая педагогика / Под ред. И.Т. Богатырева. М., 1978; Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. Рязань, 1973; Стурова М.П., Первозванский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. Учебное пособие. М., 1993; Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. – М, 2000. С.90-103.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1009 | |
2 | 841 | |
3 | 734 | |
4 | 705 | |
5 | 677 | |
6 | 651 | |
7 | 630 | |
8 | 625 | |
9 | 617 | |
10 | 604 | |
11 | 589 | |
12 | 584 | |
13 | 569 | |
14 | 560 | |
15 | 548 | |
16 | 513 | |
17 | 507 | |
18 | 505 | |
19 | 483 | |
20 | 467 |