Энциклопедия педагогических технологий - развитие волевой сферы воля
Связанные словари
Развитие волевой сферы воля
развитие волевой сферы воля
Воля — один из психических процессов, который вызывает самые разные дискуссии. Нередко дискуссии строятся на идеологических позициях. В 1928 году Л. С. Выготский собирался сделать доклад в Психологическом институте РАО на тему «Проблема воли в марксистской психологии». Его намерение вызвало огромное противодействие со стороны руководства института. Его обвинили в попытке «протащить идеалистическое понятие». (Психологический институт на Моховой. М., 1994, с. 16). Это понятие имеет множество пониманий. Возникают вопросы: о какой воле идет речь? что понимать под волей человека? насколько свободна воля человека? если человек религиозен, то как связана его воля с волей Бога? Можно сформулировать и другие вопросы. Волевая сфера предполагает гармоническое соотношение свободной воли, которая есть у человека, и тех обязательных норм, которые он должен выполнять. При формировании воли можно выделить отдельно блок, который можно определить как практическую волю. Под этим предлагается понимать четыре группы умений: 1) умения ставить цели; 2) умения выбирать методы и средства для достижения цели; 3)умения достигать поставленную цель; 4) умения анализировать поставленные цели. Эти группы умений ставятся и реализуются в японской школе. Свободна ли свободная воля человека или она подчинена воздействию каких-то сил? В работах, изучающих этот вопрос, высказываются разные мысли. В одних работах утверждается, что свободная воля человека не может быть абсолютно свободной. Она зависит от многих факторов. Разные силы действуют на нее: «Человек может изображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая — между свободной волей и кармой. Никто не может освободить человека от участия в столкновении этих начал» (Мозаика Агни-йоги. Книга 2). Чем же обуславливается воля человека? «Его суждением. А суждение? Его интеллектуальной способностью, следовательно, его умением судить правильно, таким образом, в самом человеке находится эта обуславливающая причина» (Руссо. О Боге). «Причина всякого действия заключается в воле свободного существа...» (там же). Обобщая сказанное, можно отметить, что необходимо развивать практическую волю человека. В задачи психологического обеспечения входит диагносцирования степени развития воли и, в случае необходимости, создание условия для ее развития. Она может развиваться на разных предметах, особенно на уроках физкультуры, труда. В конкретных действиях воля формируется, воля влияет на конкретные действия. Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 583 | |
2 | 548 | |
3 | 473 | |
4 | 442 | |
5 | 367 | |
6 | 345 | |
7 | 308 | |
8 | 286 | |
9 | 224 | |
10 | 202 | |
11 | 202 | |
12 | 192 | |
13 | 188 | |
14 | 186 | |
15 | 178 | |
16 | 175 | |
17 | 162 | |
18 | 157 | |
19 | 154 | |
20 | 145 |