Энциклопедия Кольера - павел самосатский
Павел самосатский
павел самосатский
епископ Антиохийский (260-272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение, обычно квалифицируемое как "динамистическое монархианство". Помимо этого, он занимал светскую должность прокуратора-дуценария и пользовался покровительством царицы Пальмиры Зиновии. Выдвинутые против него обвинения рассматривались на нескольких соборах; на первом из них, в 264, он был обвинен в еретических взглядах, в беззастенчивой роскоши и в том, что он, самым скандальным образом, допустил женщин жить в его доме. Антиохийский собор (269) окончательно низложил Павла, однако фактически сместить его с епископской кафедры удалось только после того, как Антиохия была в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Евсевий Кесарийский приводит принадлежащее Малхиону послание, содержащее описание хода и решений этого собора и адресованное епископам и пресвитерам всего христианского мира; это послание остается единственным достоверным документом той эпохи, касающимся Павла Самосатского. Учение последнего, примыкающее к динамистическому монархианству, представляло собою восточную разновидность адопционизма, напоминающую учение Феодота и Артемона на Западе. Он отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Св. Духа, утверждая, что есть только одно божественное Лицо. Согласно его учению, Иисус был по природе своей человеком, подобным другим людям, но что позднее на него сошел Логос (Божественное Слово) и что после этого он стал Богом, но не по природе, а через соединение Логоса с человеком-Иисусом вследствие избранничества, действий и воли последнего. Павел доказывал, что представления о том, что Иисус был Сыном Божьим "по естеству", ведут к двоебожию, и на этом основании он запретил воспевать в церкви хвалы Христу. Влияние Павла Самосатского в той или иной степени сказалось на взглядах Лукиана Антиохийского и на системе Ария, также имевшей антиохийские корни. См. также АДОПЦИАНСТВО ; МОНАРХИАНСТВО .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(3 в.), епископ Антиохийский в 260-х гг.; его учение, отрицавшее божественную природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь на Антиохийском соборе (268). ...Большой энциклопедический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 11901 | |
2 | 2427 | |
3 | 2233 | |
4 | 1932 | |
5 | 1627 | |
6 | 1380 | |
7 | 1177 | |
8 | 1136 | |
9 | 1128 | |
10 | 1109 | |
11 | 1103 | |
12 | 1066 | |
13 | 1055 | |
14 | 1046 | |
15 | 1007 | |
16 | 1005 | |
17 | 995 | |
18 | 981 | |
19 | 945 | |
20 | 871 |