Энциклопедия Кольера - мистерия
Мистерия
мистерия
(греч. "таинство"), драматизированные религиозные ритуалы, связанные с поклонением умирающему и воскресающему богу; в специальном смысле - средневековые действа, изображающие Страсти Христовы. Мистерии, известные еще в Египте и Малой Азии, представляли собой древнейшую форму драмы с разработанным сюжетом. Об этом свидетельствуют Абидосские мистерии в Древнем Египте, в которых разыгрывался миф о смерти и воскресении бога Осириса и которые включали в себя ритуальное оплакивание умершего бога и ликование по поводу его возвращения к жизни. В Греции аналогичные действа посвящались богу Дионису: они состояли в драматических танцах (называвшихся дифирамбами), которые впоследствии стали сопровождаться хоровым пением. Считается, что греческая трагедия развилась из жанра дифирамба. Христианские мистерии представляют собой уже сложившуюся и развитую драматическую форму, широко распространенную в средневековой Европе. Свое происхождение они ведут от коротких литургических пьес, которые духовенство сочиняло к праздникам Рождества и Пасхи и которые со временем увеличивались в объеме, а позднее - сочинялись на народных языках. Своего высшего развития этот жанр достиг в 15-16 вв., когда мистерии приобрели форму циклов коротких пьес, которые в Англии ставились на специальных передвижных повозках, а во Франции - на многочисленных постоянных сценах, устроенных на городских или рыночных площадях. Эти циклы пьес религиозного содержания, называвшиеся мистериями или мираклями, охватывали практически всю Священную историю человечества, отображая события от сотворения мира и до явления Христа. В эти циклы могло входить столь большое число отдельных пьес, что иногда представление занимало несколько дней. Известны следующие крупные циклы: Йоркский цикл, состоящий из 48 пьес, Таунлейский цикл из 32 пьес, Честерский цикл из 25 пьес, и Ludus Coventriae, из 42 пьес. Некоторые из них (например, Авраам и Исаак, Ной, Потоп и др.) представляют собою маленькие шедевры простодушного реализма и юмора. В настоящее время мистерии сохранились в Баварии, Швейцарии и Тироле, где представления устраиваются силами местных жителей. Отголоски мистерий можно обнаружить также в мексиканских религиозных праздниках. Мистерии, наиболее близкие к средневековым действам, уцелели в глухих и сравнительно отдаленных уголках Центральной Европы. Широко известна мистерия, представление которой с 1633 и по настоящее время повторяется в Обераммергау (Баварские Альпы) каждые десять лет.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(от греческого mysterion - таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 - 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями: возвышенно-патетическое повествование перебивалось грубовато-комическими или пародийными сценками. Число действующих лиц в мистерии доходило до нескольких сотен. Спектакль длился весь день или несколько дней подряд. Представления мистерии устраивались во время религиозных праздников, организовывались городскими властями. Исполнители мистерии - актеры-любители, преимущественно ремесленники, с конца 13 в. - члены полупрофессиональных актерских братств. Русские поэты-символисты, часто употреблявшие термин мистерии, объединяли средневековые мистерии с античными таинствами. ...Современный Энциклопедический словарь
2.
жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами. ...Большой энциклопедический словарь
3.
(театр.) Мистерия, жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церкровные служители, ученые-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Представления М. организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами во время городских торжеств, обычно в ярмарочные дни, на площади. Несмотря на руководство со стороны патрицианских и церковных кругов, М. была массовым самодеятельным искусством. В ней постоянно сталкивались и сочетались религиозная мистика и житейский реализм, вносимый исполнителями (главным обризом любителями-горожанами), набожность и богохульство. Яркие образцы М. — «Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина 15 в.), «Мистерия об осаде Орлеана» (пост. после 1429). Усиление реалистических и комедийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19 — 1-й половине 20 вв. М. иногда ставятся в Обераммергау...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 11899 | |
2 | 2426 | |
3 | 2232 | |
4 | 1931 | |
5 | 1625 | |
6 | 1379 | |
7 | 1174 | |
8 | 1135 | |
9 | 1127 | |
10 | 1108 | |
11 | 1102 | |
12 | 1064 | |
13 | 1054 | |
14 | 1044 | |
15 | 1005 | |
16 | 1004 | |
17 | 994 | |
18 | 980 | |
19 | 944 | |
20 | 870 |