Энциклопедия Кольера - куперен франсуа
Куперен франсуа
куперен франсуа
(Couperin, Franois) (1668-1733), французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17-18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали "le grand" ? "великий", стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются Королевские концерты (Concerts royaux), написанные в 1714-1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты Нации (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли (Concert instrumental sous le titre d'apothose compos a la mmoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А.Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату Парнас, или Апофеоз Корелли (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж.Б.Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена - клавесинных сюитах, которые композитор назвал Les Ordres ("ряды", "последовательности") и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов. Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
Куперен (Couperin) Франсуа (10.11.1668, Париж, — 12.9.1733, там же), французский композитор, органист и клавесинист. Происходил из рода, давшего в 17—18 вв. несколько поколений музыкантов; был прозван «великим К.». Основное место в наследии К. занимают пьесы для клавесина, отличающиеся мелодичностью, изяществом. Его творчество — вершина французского клавесинного искусства. К. принадлежит трактат «Искусство игры на клавесине» (1716). Полное собрание сочинений К. в 12 тт. издано в Париже (1932 — 33). Лит.: Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М. — Л., 1952; Друскин М. С., Клавирная музыка, Л., 1960; Hofman Sh., L'oeuvre de clavecin de Francois Couperin le grand, P., 1961. ...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 11899 | |
2 | 2426 | |
3 | 2232 | |
4 | 1931 | |
5 | 1625 | |
6 | 1379 | |
7 | 1174 | |
8 | 1135 | |
9 | 1127 | |
10 | 1108 | |
11 | 1102 | |
12 | 1064 | |
13 | 1054 | |
14 | 1044 | |
15 | 1005 | |
16 | 1004 | |
17 | 994 | |
18 | 980 | |
19 | 944 | |
20 | 870 |