Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - квиетизм

 

Квиетизм

квиетизм
общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. в Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога. Уверенность в истинности каждого такого непосредственного переживания Бога обеспечивается, согласно учению квиетистов, состоянием "пассивности", т.е. умерщвления всех желаний. Фенелон говорил, что человек, достигший состояния пассивности, "подобен пушинке, подчиняющейся дуновению всех ветров благодати". Идеалом является состояние "святого безразличия", в котором пребывает человек, утративший даже желание достигнуть личного спасения и блаженства. В 1675 М.де Молинос (1640-1692), испанский священник, написал трактат Духовный руководитель (Guida spirituale), в котором отстаивал идею непосредственного единения души с Богом, отодвигая тем самым на второй план христианские таинства и церковные богослужения. Его книга была осуждена, а сам он был схвачен инквизицией и умер в заточении. Тех же взглядов держалась и мадам Гюйон (1648-1717), возглавившая квиетистское движение во Франции. Эти убеждения навлекли на нее подозрения со стороны французских клерикальных кругов; в ее защиту выступил архиепископ Камбре, однако некоторое время ей пришлось провести в Бастилии. Максимы святых Ф.Фенелона, где он развивал некоторые идеи мадам Гюйон, вызвали крайне резкую критику со стороны Боссюэ, прославленного епископа Мо, и Фенелон обратился к папе с просьбой разрешить их спор. Иннокентий XII в 1699 осудил Максимы, и это фактически положило конец движению квиетистов, хотя многие их идеи, касающиеся как вероучения, так и практики христианской жизни, не умерли и по сей день. См. также ФЕНЕЛОН, ФРАНСУА ДЕ САЛИНЬЯК ДЕ ЛА МОТ .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от латинского quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному спасению. Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность. ...
Современный Энциклопедический словарь
2.
  (от лат. quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность. ...
Большой энциклопедический словарь
3.
  Квиетизм (франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой), религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель». Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь. Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в....
Большая советская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):