Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - кавелин константин дмитриевич

 

Кавелин константин дмитриевич

кавелин константин дмитриевич
(1818-1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. Умер Кавелин в Петербурге 3 мая 1885. Увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (особенно к А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). "Очень осторожный мыслитель", по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому скептицизму и релятивизму ("в мире нет безусловных начал или принципов - все в нем условно и относительно"). Он всегда стремился избегать крайностей как "отвлеченного" идеализма ("метафизические миражи"), так и последовательного материализма. "Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него. Пытаться объяснить, а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот - значит попадать в заколдованный круг". Высоко оценивая значение объективного знания "точных наук", Кавелин возлагал особые надежды на психологию, считая, что лишь она одна "может разрешить задачу, на которую не дает ответа ни философия, ни естествознание". Такой задачей он считал понимание внутреннего мира личности. При всей своей философской "осторожности" Кавелин все же не смог избежать субъективизма, фактически признавая "первичность" внутреннего, психического опыта личности: "Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира". Мыслитель-либерал, Кавелин отводил решающую роль в понимании истории личностному началу. "Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию.., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, - есть необходимое условие всякого духовного развития народа". Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении "начала личности", что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. "Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности". В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых "сверху".
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Кавелин Константин Дмитриевич 4(16).11.1818, Петербург, — 3(15).5.1885, там же, русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. В 1857—61 профессор Петербургского университета. В 40-е гг. — западник (см. Западники), близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землей за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную в «Голосах из России» (1857, книга 3) А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским в «Современнике» (1858, книга 4), что повело к отстранению К. от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 с либеральных позиций поддерживал правительственные начинания. Уже в конце 1861 умеренный либерализм К. перевоплотился в прямое противодействие революционно-демократическим силам. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. все более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко...
Большая советская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):