Энциклопедия Кольера - гунсунь лун
Гунсунь лун
гунсунь лун
Гунсунь Лун-цзы, Цзыбин (середина 4 в. до н.э. - середина 3 в. до н.э.), ведущий представитель "школы имен" (мин цзя) и традиции бянь1 ("эристики", "диалектики", "софистики"). Родился в царстве Чжао (совр. провинция Шаньси). Из сочинений Гунсунь Луна сохранилось несколько текстов в форме диалогов и серий дефиниций, составляющих пять из шести глав носящего его имя трактата Гунсунь Лун-цзы. Кроме того, в Чжуан-цзы (гл. 33) и Ле-цзы (гл. 4) Гунсунь Луну приписывается ряд парадоксальных афоризмов. Некоторые из них напоминают апории Зенона Элейского: "В стремительном <полете> стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки"; "Если от палки <длиной> в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений". Ху Ши (1891-1962) вслед за Лу Шэном (3 в.) считал Гунсунь Луна моистом (см. МОИЗМ), а Го Можо (1892-1978) - сторонником даосизма. Однако древнейшие источники и большинство современных специалистов видят в нем представителя самостоятельной школы (позже названной мин цзя), внутри которой его главным оппонентом, согласно Фэн Юланю (1895-1990), был Хуй Ши. Последний декларировал всеобщую относительность и изменчивость, тогда как Гунсунь Лун подчеркивал абсолютность и постоянство мира (гл. 4). Объединял их метод аргументации, основанный на анализе языка. В его разработке Гунсунь Лун продвинулся значительно дальше Хуй Ши, попытавшись построить "логико-семантичическую" теорию, синкретически соединяющую логику и грамматику и призванную, "выправив имена (мин2) и реалии (ши2), преобразить Поднебесную" (гл:
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(4-3 вв. до н. э.), древнекитайский философ, диалектик и софист, представитель т. н. школы имен (минцзя). Выдвинул ряд парадоксов, напоминающих апории Зенона. ...Большой энциклопедический словарь
2.
Гунсунь Лун (4—3 вв. до н. э.), древнекитайский философ, диалектик и софист, представитель т. н. школы имен (минцзя), исследовавшей взаимоотношения между «именем», т. е. понятием, и реальностью. В принадлежащем Г. Л. трактате «Гунсунь Лун-цзы» выдвигается получивший известность в китайской философии парадокс «белая лошадь — не лошадь». Доказательством этого служит, во-первых, то, что понятие «лошадь» относится к форме, понятие же «белая» — к цвету, следовательно, они не совпадают друг с другом; во-вторых, понятие «лошадь» шире по объему, чем понятие «белая лошадь». Г. Л. принадлежат и др. парадоксы, напоминающие апории Зенона Элейского (например, «летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое»). Г. Л. ввел понятие «чжи» (буквально «указатели»), обозначающее существующие независимо от вещей атрибуты, через которые вещи себя обнаруживают. Некоторые исследователи проводят аналогию между этими атрибутами и идеями Платона. Лит.: Быков Ф. С, Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. I, Princeton, 1952. В. А. Рубин. ...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 11899 | |
2 | 2426 | |
3 | 2232 | |
4 | 1931 | |
5 | 1625 | |
6 | 1379 | |
7 | 1174 | |
8 | 1135 | |
9 | 1127 | |
10 | 1108 | |
11 | 1102 | |
12 | 1064 | |
13 | 1054 | |
14 | 1044 | |
15 | 1005 | |
16 | 1004 | |
17 | 994 | |
18 | 980 | |
19 | 944 | |
20 | 870 |