Энциклопедия "Искусство" - рублёв
Связанные словари
Рублёв
Андрей Рублёв – современник святого подвижника и чудотворца Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского и его наставника митрополита Алексия – жил в эпоху, овеянную славой Куликовской битвы. Великая победа вызвала духовный подъём и укрепила национальное самосознание, но вражда между князьями продолжала раздирать русские земли. В творениях Рублёва, высоко оценённых уже при его жизни, отразились духовные чаяния времени – стремление к возвышающему душу идеалу и счастье от созерцания прекрасного, несмотря на окружающую жестокость, тяготы и беды. Сохранилось лишь немногое из созданного иконописцем, и почти все уцелевшие произведения несут следы утрат и поновлений, но и сегодня красота рублёвской живописи поражает и искушённого знатока, и простого зрителя.
Первое упоминание в летописи о чернеце (монахе) Андрее Рублёве относится к 1405 г., когда он вместе со старшими мастерами – Феофаном Греком и Прохором с Городца – писал иконы и фрески для Благовещенского собора Московского Кремля. В мае 1408 г. Андрей Рублёв и «иконник Даниил» (известен как Даниил Чёрный) были направлены во Владимир для украшения Успенского собора. Сохранилось несколько созданных там икон и фрагменты фресок. Перед мастерами стояла сложная задача – расписать криволинейные поверхности сводов и арок сценами Страшного суда. В центре композиции – Христос-Судия на троне в ореоле небесной славы, к которому устремлён весь окружающий мир. «Страшный суд» Андрея Рублёва и Даниила Чёрного внушает не страх и трепет, а веру в торжество добра, милосердия и справедливости, в грядущую великую радость, выстраданную всем существованием человечества. Образ Христа величав и светел, спокойны беседы апостолов и лучатся счастьем взоры шествующих на небо праведников.
В 1918 г. в дровяном сарае близ собора в Звенигороде были найдены три почерневшие доски. После расчистки иконы были признаны творениями Андрея Рублёва. Согласно летописному известию, ок. 1394 г. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были приглашены создать иконостас для звенигородского Успенского собора на Городке. Из девяти икон т. н. Звенигородского деисусного чина сохранилось только три – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Образ Спаса – одна из вершин творчества Рублёва. Внимательному, мудрому и любящему взору Спасителя открыты все сердца и помыслы людей. В тонком, излучающем тёплый золотистый свет лике Христа – бесконечное могущество доброты, сострадающей и всепрощающей. Архангел Михаил предстаёт в иконе светлым ангелом-хранителем всех живущих. Предводитель небесного воинства обращён к Богу, его светлый нежный лик, лазурно-розовые одежды, золотые крылья словно тают в воздухе – лишь на миг явился взорам бесплотный ангел. Лучезарные краски напоминают сияние утренней зари. Апостол Павел выглядит суровым мыслителем, его лик и одежды написаны плотными, чуть разбелёнными красками. Некоторые исследователи полагают, что этот образ создан Даниилом Чёрным. Величайшее творение Андрея Рублёва – икона «Троица» (1420-е гг.), созданная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образ Троицы был посвящён основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314–1392). Во время междоусобных распрей и разорения он призывал русских людей к единению и милосердию и построил посреди леса храм Св. Троицы, «дабы воззрением на него побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Почитание Св. Троицы – основа христианской веры. Троица – это Бог, единый в трёх лицах. «… И нет первого или последнего, большего или меньшего, но все равны – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой», – гласит христианское учение. В «Троице» Андрея Рублёва выражена вся глубина мировоззрения преподобного Сергия о единении и христианской любви. В Ветхом Завете говорится о праведном старце Аврааме и его жене Сарре, которых посетил сам Бог в виде единой неразделимой Троицы (отсюда название этого иконописного сюжета – «Троица Ветхозаветная»). Обычно на иконах Троицы изображали стол с обильной трапезой, устроенной гостеприимным хозяином. Андрей Рублёв отказывается от подробностей, оставив на столе лишь одну чашу – символ будущей жертвы Иисуса Христа. На светлом золотом фоне (ныне утрачен) три ангела восседают вокруг стола с чашей. Над средним ангелом, возвышающимся над другими, изображено дерево; это и мамврийский дуб, под сенью которого была приготовлена трапеза, и Древо Жизни, и провозвестие древа жертвенного Креста. За правым ангелом – гора, образ духовного восхождения; за левым – палаты, жилище Авраама и символ Божественного Домостроительства, Сотворения мира. Головы ангелов склонились навстречу друг другу в молчаливой беседе; вся композиция вписана в систему кругов, сходящихся к жертвенной чаше, символизирующей искупление человеческих грехов. Изображена не трапеза, а таинство искупительной жертвы. Центральный ангел благословляет чашу, два других, безмолвно склоняя головы, признают необходимость жертвы. Удивительные рублёвские краски, небесные, прохладные, открывают взорам нерушимый высший мир, где правит самоотверженная любовь. Рублёв не обозначает лики божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет крестчатого нимба у Христа. Великий иконописец создаёт образ неразрывного союза, «единого светила», согревающего жизни людей.
Кисти Андрея Рублёва предположительно приписывают также некоторые миниатюры «Евангелия Хитрово», икону «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора во Владимире и некоторые др. Стиль иконописи Рублёва, его линии и краски, воплощённый им духовный и эстетический идеал надолго определили характерные черты московской школы иконописи.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1453 | |
2 | 1146 | |
3 | 1083 | |
4 | 1026 | |
5 | 1016 | |
6 | 806 | |
7 | 771 | |
8 | 672 | |
9 | 660 | |
10 | 657 | |
11 | 616 | |
12 | 579 | |
13 | 574 | |
14 | 569 | |
15 | 567 | |
16 | 552 | |
17 | 537 | |
18 | 533 | |
19 | 492 | |
20 | 482 |