Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - чимабуэ
Чимабуэ
чимабуэ
(Джованни Cimabue) - флорентийский художник, один из главных возродителей итальянской живописи после ее продолжительного средневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Ч. Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал во Флоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно, в 1302 г. До его времени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийского стиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности выказывать их индивидуальное чувство. Правда, еще до Ч. и одновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, не разрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить в него новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки и незначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своих иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви С.-Тринита, находится теперь в тамошней академии, Ч. является еще вполне византийцем, но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными и величественными. а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам. Рассказывают, что Мадонна, написанная им для капеллы Ручеллаи в церкви С.-Мария-Новелла (где она находится и теперь), будучи еще не совсем окончена, прославилась до такой степени, что Карл Анжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайное произведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в 1267 г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутую церковь, в память чего тот квартал, через который проходила процессия, получил название Borgo Allegro. Богоматерь в этом образе представлена на золотом фоне, сидящей на роскошном троне с МладенцемХристом на коленях, шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона, по три с каждой стороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким и длинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленьким ртом, но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления. Лицо Младенца - такое же недетское, как на всех вообще иконах того времени, но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником в натуре. Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелы могут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлые краски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и вся техника живописи значительно лучше тогдашней византийской. Две другие замечательные Мадонны Ч. находятся в Луврском музее, в Париже, и в лондонской национальной галерее: первая, происходящая из церкви С.Франческо в Пизе окружена рамой с медальонами, в которых написаны изображения 24-х святых, вторая, представляющая Богоматерь в полу фигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче. Несколько раньше, чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Ч. трудился вместе с другими мастерами,. над украшением фресковой живописью верхней и нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи, но за исключением Мадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви, теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок принадлежат ему, судя по манере. исполнения, можно приписать ему более всех остальных "Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такой степени, что содержание их едва различимо. В конце своей жизни Ч. занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающей Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел окончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы, исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Из школы Ч. вышел великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще дальше, чем он. - Ср. Strzygowski, "Cimabue und Rom" (Вена, 1888). А. С-в.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(Cimabue) (настоящее имя Ченни ди Пепо) (около 1240 - около 1302), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Изысканные, плоскостные, но пластически ясные образы (Распятие, около 1285). ...Современный Энциклопедический словарь
2.
(Cimabue) (наст. имя Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (ок. 1240 - ок. 1302), итальянский живописец. Представитель византинизирующего течения в живописи Проторенессанса ("Распятие", ок. 1285). ...Большой энциклопедический словарь
3.
Чимабуэ (Cimabue) (настоящее имя — Ченни ди Пено, Cenni di Peno) (около 1240 — около 1302), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы позднего дученто. Работал в Ассизи, Пизе, Флоренции. Несмотря на ряд новшеств, которые сближали Ч. с творчеством Каваллини, его искусство в целом развивалось в русле византийской традиции. Произведения Ч. (цикл фресок верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290; «Распятие», около 1285, Галерея Уффици, Флоренция, и 1295, Музей Санта-Кроче, Флоренция; большой алтарный образ «Мадонна с младенцем», около 1285, Галерея Уффици, Флоренция) отличаются монументальностью, симметричностью композиции, точностью рисунка, изысканной декоративностью цвета, насыщенных золотом линейных прорисей одежд, сочетанием плоскостности с пластической осязательностью фигур и лиц. Лит.: Battisti Е., Cimabue, Mil., 1963. ...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):