Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - миманса

 

Миманса

миманса
(санскр. Mimansa, первично = "размышление, умозрение", специальное значение этого термина развилось уже позднее) - название одной из шести главных индийских школ. Под этим общим названием известны два философских учения. Первое - Пурва М., т. е. "древняя", "первая" М., основателем которой считается мудрец Джаймини, есть род практического руководства к правильному размышлению, имеющему целью "определить смысл откровения", заключенного в ведах и брахманах. В связи с этой целью находится стремление определить религиозные обязанности верующего и разные благочестивые упражнения и дела, с помощью которых можно достичь блаженства. Поэтому Пурва-М. называется еще Карма-М. (Каrma - дело, подвиг), в противоположность второй М. - "поздней" или "последней" (Уттара-М.), имеющей более умозрительный, философско-теологический характер. Уттара-М. носит также названия Брахма-М., Шарирака-М. (Сa riraka M. = "учение о воплощенном духе") и наиболее употребительное - Веданта. Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности мирового творческого начала и его отношениях ко всему существующему, причем приходит к отрицанию материального мира. Право на название философской системы имеет, таким образом, только последняя из М. хотя Пурва-М., или М. в общеупотребительном значении, затрагивает нередко и чисто философские понятия. Учение М. изложено в виде афоризмов (sutras), числом 2652. Афоризмы М. крайне темны и трудны для понимания, что вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение М. - Джайминия-ньяя-мала-вистара (Jaiminiya-NyayaMala-Vistara, изд. Goldslucker и Cowell, Л. 1865 - 78), написанное в стихах Мадхавачарьей. Подробное изложение основ М. см. у Кольбрука: "Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus" (2 изд., Лпц., 1858), где указаны и главные комментарии. С. Б - ч.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (санскритское, буквально - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Древнее название - пурва-миманса (первая миманса - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т.е. последняя миманса). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ритуала и отрицая безусловную ценность мокши (освобождения) и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала становлению социальной системы индуизма. ...
Современный Энциклопедический словарь
2.
  (санскр., букв. - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название - пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма. ...
Большой энциклопедический словарь
3.
  Миманса (санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма, занимавшаяся толкованием Вед. Называется также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты. Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего ее идеи в форме сутр. Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического реализма. Утверждалась вечность, несотворенность Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и...
Большая советская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины