Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - корреджо

 

Корреджо

корреджо
(Correggio), собственно Антoниo Аллегри (Allegri), прозванный К. по месту своего рождения (в Моденской обл.) - знаменитый итал. живописец (1494 - 1534). Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о первой поре его жизни. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто. С достоверностью известно, что в 1514 г. он находился снова в Корреджио, где к следующем году окончил исполнением для тамошнего монастыря миноритов "Мадонну со св. Франциском", находящуюся ныне в дрезденской галерее и напоминающую, внешним построением своих групп, манеру XV в, Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающуюся большею свободою движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силою и гармониею красок. Исходя от этого, исторически признанного подлинным, произведения К., новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие "Мадонны", предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции, и в городских музеях Пaвии и Милана. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1510) относятся: "Бегство в Египет" (в галерее Уффици), "Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом" (в Гамптонкортском собрании) и "Четыре святых" (у лорда Ашбуртона). Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал, вместе с другими художниками, в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. В 1518 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах - купидонов, играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти. Возвратившись на коротай срок в Корреджио, где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в Парме, из которых особенно замечательны по исполнение фрески купола и пандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть "Коронования Богоматери" снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурный преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом. Одновременно с этой работой К. исполнил фрески "Благовещение" (в црк. св. Марии-Аннунциаты) и "Мадонна делла-Скала" (ныне в пармской пинакотеке, первоначально помещалась над городскими воротами). Успех этих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522 г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 - 1530 гг.) "Взятие Богоматери на небо", - произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, могущее считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения - в Имп. Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы, писанных К. в раннюю пору его деятельности, первое место должно быть отведено "Обручению св. Екатерины", в котором полнейшим образом выразились пленительная грация и нежность его кисти. Повторение этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна К., известная под названием "Цыганки" (La Zingarella) и "Мадонна с кроликом". К этому же периоду относятся "Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника" (в мадридском музее) и "Мадонна с корзиной" (в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль К. выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежною и, вместе с тем, сочною, а светотень дошла до верха совершенства, стала наполнять картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайною прозрачностью теней. К этому времени относятся: "Мадонна, кормящая Младенца грудью" (в Ими. Эрмитаже и в будапештской галерее), "Христос в Гефсиманском саду" (в Апслейгоузе), "Мученическая кончина св. Плакидия" и "Положение во гроб" (в пармской пинакотеке). Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: "Рождество Христа" или так назыв. "Ночь" (для црк. св. Проспера в Реджо), "Мадонна с св. Севастианом" (исполненная для моденского собора) и "Мадонна со св. Георгием". С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские "Мадонна со св. Иеронимом" (в пармской пинакотеке), прозванная "Днем", по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита, "Юпитер и Антиопа" (в луврском музее в Париже), "Школа Амура" (в национальной галерее, в Лондоне), "Ганимед", "Ио и Юпитер" (в Вене), "Даная" (в галерее Боргезе, в Риме), "Леда" (в берлинской галерее) - произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Два аллегорических изображения: "Триумф добродетели" и "Порок управляемый страстями", писанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности К. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию К. можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, - все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно - чарующим светом, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели К. место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства. Ср. Pungileoni, "Memorie istoriche di Ant. Allegri" (Парма, 1817, 3 т.), Bigi, "Notizie di A. Allegri" (Модена, 1873), Jul. Meyer, "Correggio" (Лпц., 1871), Mignaty, "Le Corrйge, sa vie et son oeuvre" (2 изд., Пар., 1885), Lermolieff, "Kuustkritische Studien ьber italienitshe Malerei" (Лпц., 1890 - 93). А. H - в.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое корреджо
Значение слова корреджо
Что означает корреджо
Толкование слова корреджо
Определение термина корреджо
korredzho это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины