Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - георгий

 

Георгий

георгий
cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста, происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он сложил с себя военный сан и явился исповедником христианства, за что и был обезглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303 г. Существует много древних житий и сказаний о жизни, подвигах и чудесах св. Г. великомученика, одно из лучших помещено в нашей славянской Минее. Древнейшие календари восточные и западные относят кончину св. Г. к 23 апр., согласно с этим и праздник ему у нас падает на это число. Глава св. великомученика обретается в Риме, во храме его имени. Наш паломник Антоний видел верх главы его, в 1209 г., в Константинополе, в Георгиевском-Минговском монастыре. Почитание мученика рано распространилось на Востоке. У нас с первых времен христианства его имя давалось членам великокняжеского семейства: уже в 988 г. вел. кн. Ярослав получил при св. крещении имя Георгия. После победы над печенегами, в 1036 г., Ярослав основал в Киеве монастырь св. Георгия и повелел по всей Руси "творити праздник" св. Георгия 26-го ноября. В 1030-м году, после победы над чудью, велики князь Ярослав Георгий, устроил, в трех верстах от Новгорода, Юрьев храм, на месте которого существует до сих пор Юрьев монастырь. Св. Г. изображают юношей, воином на белом коне, копьем поражающим дракона. Со временя Ярослава такое изображение встречается на княжеских печатях и монетах. С Дмитрия Донского св. Г. считается покровителем Москвы, позже его изображено входит в состав русск. государственного герба. В царствование Феодора Иоанновича монету с изображением св. Г. давали за храбрость воинам, для ношеция на шапке или на рукаве. На западе почитали св. Г. и храмы в честь его явились в конце V и в VI в., и особенно со времени крестовых походов. Ричард Львиное Сердце верил в особое покровительство, оказываемое ему св. Г. Английский орден подвязки, учрежденный Эдуардом lII, считает св. Г. своим патроном. П. В. С давних пор св. Г. сделался до того народным, что чуть не в каждой стране имя его переделалось на особый лад: он - Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар, Ижик у чехов, Джерджис у арабов и т. д., иногда он прославляется под туземными именами, принадлежавшими языческим божествам, напр. Уастырджи у осетин или Хызр, Кедерь на мусульманском Востоке. Праздник его у нас в России, как и во всех славянских землях, пользуется высоким уважением и сопровождается множеством разнообразных обрядов, из кот. видно, что св. Г. является специально покровителем земледелия и скотоводства, о том же свидетельствуют и многочисленные легенды, загадки, заговоры и приметы, в которых поминается Егорий - Юрий. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля) на Руси имеет значение и осенний его праздник - 26 ноября, к которому приурочено чудо св. Г. о змее и девице. Эти два юрьева дня теперь служат только пределами земледельческих работ, а до известного указа Бориса Годунова о прикреплении крестьян к земли имели важное юридическое значение, так как только после осеннего Юрия дозволялся переход от одного помещика к другому. Высокое почитание св. Г. объясняется многими причинами: его именем (gewrgoV значит земледелец), его иконописным изображением, в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всего на коне в битве со змеем, содержанием его жития и чудес, временем его празднованы и перенесением на него многих черт с разных языческих божеств (персидского Митры, семитического Таммуза и египетского Юра), которое, в свою очередь, было обусловлено изображением, временем празднования и легендой. Древнейшее житие св. Г. дошло до нас в греческом палимпсесте IV - V века в виде отрывков (изд. Детлефсен). Это житие апокрифическое, по его рассказу Г. мучит персидский царь Дадиан в продолжение 7 лет. Г. три раза умирает и три раза воскресает, и когда он умирает, усекнутый мечом, в четвертый раз окончательно, небесный гнев поражает его мучителей. Несмотря на запрещение церкви, именно это житие, в его позднейших переделках и распространениях, послужило источником французских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке. Оно же в славянской переделке легло в основу русского духовного стиха о Егории Храбром, в котором св. Г. является устроителем Земли Русской. Чудо св. Георгия о змее и о девице, так же как и житие его, первоначально получило литературную обработку на Греческом Востоке, потом (до XII в.) перешло на Запад и позднее сильно распространилось там. Содержание его в том, что св. Георгий убивает змея или дракона, который опустошал землю одного языческого царя, во избежание чего царь и граждане принуждены были отдавать ему на съедение детей своих. Когда на жертву змею выведена царская дочь, является св. Георгий, как молодой воин (по одним вариантам он совершает этот подвиг до своего мучения, по другим - уже после смерти), и словом своим и крестом усмиряет змея, которого, по его повелению, царевна, как овцу, приводит на своем поясе в город, после этого отец царевны и многие тысячи его подданных принимают крещение. Ученые болландисты, издавшие Acta Sanctorum, придают этому чуду аллегорическое толкование (змей есть язычество, девица - церковь христианская) и буквальный смысл его считают апокрифическим. Но в народе всех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью и значительно усилило почитание св. Георгия. Особенно много народных песен породило оно в Греции и в странах славянских, в этих песнях, как и на иконе, Георгий обыкновенно не словом, а силою оружия укрощает дракона - змея, во многих случаях прибавляются и другие поэтические подробности. В русском духовном стихе освобожденная Егорием Храбрым царевна называется Елизаветой, согласно одной из древнейших редакций чуда. См. А. Кирпичников, "Св. Георгий и Егорий Храбрый" (СПб. 1879), А. Н. Веселовский, "Разыскания в области русских духовных стихов" (Прилож. к XXXVII т. "Зап. Импер. Академии Наук. "): А. Хаханов, "Грузинский извод сказания о св. Георгии" (М. 1892). А. Кирпичников.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПОБЕДОНОСЕЦ, христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии (на территории современной Турции). Замучен в 303 во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане, день памяти отмечается 23.4(6.5). Покровитель земледелия и скотоводства. На иконах, гербах и других предметах изображается в виде конного воина, поражающего копьем дракона (Чудо Георгия о змие). Георгий Победоносец - герой многочисленных сказаний, песен, легенд у христиан (у русских под именем Егория или Юрия) и мусульманских народов. ...
Современный Энциклопедический словарь
2.
  V, царь Грузии (1314-46), боролся против монгольского ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имеретии (1327) и Самцхе-Саатабаго (1334). ГЕОРГИЙ XII (1746-1800), последний царь (с 1798) Картли-Кахети, сын Ираклия II (династия Багратионов). Просил императора Павла I принять Грузию в подданство России. ГЕОРГИЙ III, царь Грузии (1156-84), продолжатель политики Давида IV Строителя. Успешно боролся с сельджуками, с крупными феодалами. Значительно расширил свои владения. ...
Большой энциклопедический словарь
3.
  СВ. (умер ок. 303), святой покровитель Англии, принял мученическую смерть в Лидде (Палестина), вероятно, до начала эпохи Константина Великого. За исключением факта мученичества, достоверных сведений о св. Георгии крайне мало. Однако его почитание возникает очень рано: впервые о нем упоминает уже папа Геласий в декрете О принимаемых книгах (De libris recipiendis, 494). Рассказ о победе св. Георгия над змеем (драконом) вошел в житие святого в 12 в. и получил известность главным образом благодаря Золотой легенде (Legenda Aurea) Якова Ворагинского. Согласно этой легенде, Георгий, воин из Каппадокии, прибыл в Селену в Ливии и узнал, что жители города живут в страхе перед драконом, которому вынуждены приносить человеческие жертвы. На этот раз жертвой должна была стать дочь самого царя. Георгий сразился с драконом и пронзил его копьем. После этого он обвязал шею чудовища поясом принцессы и, ведя его за собой, возвратился вместе с принцессой в город. Там он прикончил дракона, убедил горожан принять крещение и ускакал прочь, отказавшись от награды. Почитание св. Георгия в Англии восходит по крайней мере к 8 в. Приблизительно с 14 в. крест св. Георгия украшает...
Энциклопедия Кольера
4.
  Георгий. В Грузии: Г. III (г. рождения неизвестен — умер 1184), царь Грузии с 1156, сын царя Дэметрэ I. Продолжал активную внешнюю политику Давида Строителя, отвоевал у сельджуков города Двин (1162), Ани (1173). Войска Г. III взяли Шабуран и Дербент (1167). Опираясь на дворян и городское население, упорно боролся против крупных феодалов за усиление централизованной власти, подавил выступление знати во главе с везиром Иванэ Орбели. Жестоко подавлял антифеодальные выступления крестьян. При жизни возвел на престол свою единственную дочь Тамару (1178), ставшую его соправительницей, в царствование которой после смерти Г. III наступил расцвет феодальной Грузии. Г. V Блистательный (г. рождения неизвестен — умер 1346), царь Грузии с 1314, упорно стремился к освобождению Грузии от монголо-татарского ига и фактически стал независимым царем. Боролся с непокорными феодалами, добился воссоединения Имерети (1327) и Самцхе-Саатабаго (1334) с Грузией. Г. V жестоко расправился с жителями нагорных районов, выступавшими против феодалов. При Г. V был выработан свод законов для горцев («Дзеглис дадеба»), усиливших роль царской администрации, и составлен юридический памятник...
Большая советская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины