Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - учительная литература

 
 

Связанные словари

Учительная литература

учительная литература
— раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово". Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закреплённым текстами Священного Писания, служила патристика творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом её можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведённый с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 начало 10 вв.). На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвящённый решению вопроса "как христианам жить". В нём помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространённым был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека. С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внёс Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший своё знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям. В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др. Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.). С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию. Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской учёностью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см.Школьный театр). В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского. .21,6(2)312
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  раздел др.-рус. письменности. Представлен дидактич. жанрами (11 нач. 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучит. беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У. л. носит назв. «Слово», среди них выделяются особые жанровые разновидности: «слова» торжественные панегирические, посвящённые прославлению святого, христ. праздника, ист. события; «слова» учительные, т. е. «поучения», «наказания» (наставления), адресованные как мирянам, так и монастырской братии; «слова» обличительные (инвективы), направленные против язычества и его пережитков, еретич. учений, отвергавших догмы ортодоксального вероучения, а также против разл. человеческих пороков. Помимо собственно У. л. характерную дидактич. направленность имели многие жанры др.-рус. лит-ры: исторические (повесть, сказание, обычно входившие в состав летописей). и агиографические (житийные). Летописи ставили своей целью не только сохранить для потомков известия о знаменат. событиях прошлого, но и на ист. примерах подготовить «правителей земли Русской», предостеречь их от ошибок, внушить сознание ответственности перед...
Российская педагогическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):