Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - учебник
Связанные словари
Учебник
учебник
— книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп. У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой одним из гл. средств обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в обществе. Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания. Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения. Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету. В ходе реформ в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту (см.Стандарты образовательные). — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. ) Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
, книга, в к-рой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне совр. достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры. Для каждой ступени образования и вида уч. заведений, а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп. История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве уч. книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.). служили У. геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и де.)» комментированные труды философов и др. Роль и значение У. как массового средства обучения, реализующего осн. принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). стал образцом для создателей У. в течение мн. последующих лет. Первым рус. печатным У. была...Российская педагогическая энциклопедия
2.
непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики [63, c. 167]. ...Современный образовательный процесс
3.
– учебное издание, содержащее изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания ...Библиотечные термины
4.
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики. ...Педагогический словарь
5.
– составная часть содержания обучения. Книга для ученика, важнейший инструмент его учения. Помогает учащемуся в усвоении разбираемого в классе (или выданного для самостоятельного изучения) учебного материала, стимулирует желание учащегося к самостоятельному приобретению знаний в данной области. Концепция самоопределения, стимулирующая процессы самодвижения, саморазвития личности предъявляет новые требования к учебнику. Учебник строится как сопровождение ученика в его исследовательской деятельности (по изучению себя, окружающего мира и своего с ним возможного взаимодействия), информация в учебнике представляется как средство для выполнения исследований. Для стимулирования активной деятельности учащихся используются разнообразные эвристические предписания: прочти вопросы… посмотри на рисунки…выучи понятия… найди ответы на вопросы… подумай об этом… выполни эти виды деятельности совместно с товарищами, обсуди результаты… выполни задания самостоятельно. Можешь проверить свои знания задания, тесты, диагностические листы. ...Педагогический словарь по темам
6.
книга, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики. Для каждого типа образовательных учреждений имеются свои учебники, соответствующие характеру этого учреждения, возрастным и иным особенностям учащихся. К учебнику предъявляются жесткие требования: он должен быть краток, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет научность, увлекательность изложения, способность возбуждать интерес и заставлять думать. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 808 | |
4 | 776 | |
5 | 742 | |
6 | 702 | |
7 | 698 | |
8 | 687 | |
9 | 650 | |
10 | 639 | |
11 | 635 | |
12 | 609 | |
13 | 569 | |
14 | 568 | |
15 | 564 | |
16 | 552 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 513 |