Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - урок

 
 

Связанные словари

Урок

урок
— форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 3035 мин). Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Гл. задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на У. выступал лишь объектом педагогического воздействия. У. оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг. 20 в. С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы У. (например, его структура, продолжительность). 80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой "застойной" школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие "У.". Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение "путем погружения" для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д. Однако до сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др. Сложилось несколько типов У. Наиболее распространён комбинированный У. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). У. закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного У., киноурока и др. У. закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума и др. У. обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. У. контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания. — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. )
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  форма организации уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин). Теоретич. возможность одновременного обучения одним учителем большого кол-ва учащихся (30—50 чел.). одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я. А. Каменским. Гл. задачей учителя при такой системе обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. У., даже следующие один за другим, как правило, не имели между собой ничего общего. На У. доминировало заучивание уч. материала, ученик выступал лишь объектом пед. воздействия. Многие педагоги осознавали эти недостатки классно-урочной системы обучения и пытались противопоставить ей индивидуализированного обучения системы и др. нововведения, направленные на активизацию познават. деятельности учащихся, на повышение их уч. самостоятельности. Эти поиски...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  минимальный учебный период, занимающий один академический час [25]. ...
Современный образовательный процесс
3.
  динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при к-рой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся — с классом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип У. может иметь нескольких разновидностей. Напр.: тип урока — объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д. ...
Педагогический словарь
4.
  ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога. ...
Профессиональное образование

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):