Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - управление образованием

 
 

Связанные словари

Управление образованием

управление образованием
— вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития. Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Для реализации и обеспечения управленческих функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических, информационных, нормативноправовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения; формируются и органы У.о. государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), с меньшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованной системой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладают широкой автономией. Во 2-й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А. Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70-е гг. в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельности считают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы, формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всю совокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий. В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управление школой стало жёстко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, создана правовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о. отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованию специалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно к системе вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996). Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовки и повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблема управления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина. Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления. См. также Менеджмент в образовании, Министерство образования
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч.-воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич. особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного уч.-воспитат. процесса. Образоват. система может работать одновременно в 2 режимах: функционирования и развития. Соответственно различаются и виды У. о.: в первом случае объектом управления оказываются уч.-воспитат. процессы и обеспечивающие их программно-метод., кадровые, матери-ально-техн., нормативно-правовые условия, а целью эффективное использование имеющегося в образоват. системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях уч.-воспитат. процесса с целью наращивания образоват. потенциала, повышения его эффективности. Для реализации и обеспечения управ-ленч. функций планирования, организации, руководства, контроля создаются системы У. о. В рамках каждой из них...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие. ...
Педагогический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):