Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - сурдопедагогика
Связанные словари
Сурдопедагогика
сурдопедагогика
(от лат. surdus глухой)— наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики. В России первые специальные учреждения для глухонемых детей были открыты в начале 19 в. (Павловск, 1806; Петербург, 1810; Москва, 1834). В конце 19 начале 20 вв. складывалась отечественная прогрессивная система обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопедагоги В.И. Флери, Г.А. Гурцев, П.Д. Енько, И.Я Селезнёв, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, И.А. Васильев, Ф.А. Рау, Н.А. Рау разрабатывали вопросы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом, акцентируя внимание на проблеме формирования словесной (в т.ч. устной) речи. В 1919 все учреждения для детей с нарушениями слуха перешли в систему народного образования и с этого времени начали разрабатываться специальные учебные планы и программы для школ глухих. Большое значение для развития отечественной С. имело Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938), на котором было положено начало созданию новой системы обучения. В 50-60-х гг. стали открываться школы для слабослышащих и позднооглохших детей, составлялись методические и учебные пособия. В 50-е гг. разработаны принципы дифференцированного обучения детей с нарушенным слухом (Р.М. Боскис и др.), проведены исследования по изучению остаточного слуха и его роли в обучении глухих детей устной речи (Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков). Работы С.А. Зыкова и Л.А. Новиковой показали огромное компенсаторное значение сохранного двигательного анализатора в виде мышечного чувства руки при пользовании дактилологией. Разработаны система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения (коммуникативная система) (Зыков и др.) и методика обучения произношения с использованием сокращённой системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Исследованы вопросы трудового и профессионального обучения (А.П. Гозова, Л.А. Новосёлов и др.), проблемы совершенствования учебного процесса в целях повышения активности и самостоятельности глухих учащихся. В 60-е гг. под руководством Зыкова разработана новая дидактическая система обучения глухих детей с широкой опорой на предметно-практическую деятельность. В 70-е гг. исследовались проблемы развития остаточной слуховой функции в целях совершенствования процесса восприятия устной речи и её воспроизведения (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Слезина). В 7080-е гг. разрабатывались вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса с целью сокращения сроков обучения в школе (Зыков и др.), созданы интенсивные методы обучения общим и специальным учебным предметам, а также воспитания глухих детей (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, В.Б. Сухова и др.). С 90-х гг. ведутся исследования по использованию компьютерных технологий в обучении (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская). Разработанная Боскис педагогическая типология детей с нарушениями слуха положила основу дидактики школьного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Создана оригинальная система обучения языку слабослышащих детей (К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.), отличающаяся от традиционной системы, принятой в массовой школе и школе для глухих. Для старших классов школ, использующих программы массовой школы, по всем общеобразовательным предметам имеются специальные рекомендации. Для наиболее сложного процесса обучения глухих и слабослышащих детей языку разработаны специальные системы и методики обучения, включая обучение произношению и развитие слухового восприятия. Первое дошкольное учреждение для глухих детей в России было создано Н.А. и Ф.А. Рау в 1900. В 30-е гг. были открыты первые ясли для детей с нарушением слуха (Е.Ф. Рау). В 50-60-е гг. 20 в. была разработана и внедрена в практику оригинальная система формирования словесной речи глухих дошкольников (Б.Д. Корсунская), создана первая государственная программа их воспитания и обучения (1964). В 60-70-е гг. расширялась сеть специальных дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями слуха, разрабатывались различные вопросы теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников, в т.ч. и в семье (Э.И. Леонгард, Носкова и др.). С 90-х гг. особое внимание уделяется коррекционной помощи неслышащим детям с первых месяцев жизни и их семьям (Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко). Социальной защитой и реабилитацией глухих и слабослышащих занимаются Министерства образования и здравоохранения РФ, Всероссийское общество глухих. Научно-исследовательская деятельность и подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров на дефектологических факультетах педагогических университетов. Проблемы слепоглухих детей изучает тифлосурдопедагогика. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(от лат surdus глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднеоглохших). С как отрасль пед. науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю С, частные методики, сур-дотехнику. Первые высказывания о возможности обучения глухих детей встречаются уже в сочинениях Аристотеля В 16 в о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итал философ, врач и математик Дж Кардано (1501—76), в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения детей письменной и устной речи с использованием дактилологии В 1620 в Мадриде был опубликован первый метод труд, посвященный обучению глухих детей X II Бонет, «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» К 18 в в результате обобщения опыта индивидуального обучения детей с нарушениями слуха в С сложились две метод системы обучения За основу одной из систем был принят мимический (мимико-жестикулярный). яз глухонемых Окончательно оформилась эта система в первом в...Российская педагогическая энциклопедия
2.
отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха. ...Современный образовательный процесс
3.
(от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изучающая возможности коррекции слуха. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |