Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - субкультура

 
 

Связанные словари

Субкультура

субкультура
(от лат. sub под и культура)— совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума). Социальная база С. отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. С. это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями её носителей. Нормы в просоциальных С. в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных С. нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. Характер С. определяет сферы жизни, в которых поведение её носителей регулируются нормами С., а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных С. нормативная регуляция имеет жёсткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во мн. асоциальных и в ряде просоциальных С. регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С., а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп её носителей. Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями С., определяет во многом содержание их общения. В каждой С. увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни, а также модой. Наиболее явно мода проявляется в одежде, причёске, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях и т.п. Мода одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует. Существует мода молодёжная, девиантная и пр. Жаргон своеобразный диалект, отличающий носителей С. Лексический состав жаргона обычно достаточно подвижен и постоянно обновляется. Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах). В каждой С. бытует свой фольклор комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории С., стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской С. считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор это, как правило, песни, выражающие отношение к окружающему миру, чувства и стремления и т.п. Игры подразделяются на созданные в рамках С. (интеллектуальные в ряде профессиональных, карточные в деликвентных, подвижные в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости С. С. выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные С. способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры (например, уголовно-лагерная), другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества. С., будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет её влияние на самосознание личности, её самоуважение и самовосприятие. См. также Мода
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат. sub под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума). Социальная база С. отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. С. это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  (лат. – подкультура) – совокупность культурных форм и норм (символов, идей, убеждений, ценностей, образцов поведения, форм и содержания искусства, видов деятельности), соответствующих определенному сообществу, его возрастным и психо-социальным особенностям, и обслуживающих потребности и интересы этого сообщества. Различают детскую и юношескую субкультуры, национальную, профессиональную и конфессиональную (например, православную). Субкультура – это то, что создает человека как представителя определенной категории сограждан. Она позволяет формироваться различным сообществам с отношениями равноправного партнерства их членам. Субкультура – явление всеобщее и вневременное, присущее любой национальной культуре. ...
Основы духовной культуры
3.
  совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом [80, c. 656]. ...
Современный образовательный процесс
4.
  кормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традици­онного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе. ...
Словарь по педагогической антропологии
5.
  (суб (лат) – под культура (лат) – возделывание, обрабатывание). 1) Совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (деликвентная подкультура); 2) Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) Трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Следует различать, что всякая субкультура – это определенная реакция на господствующую, традиционную культуру. Поэтому следует различать субкультуры, возникшие как позитивная реакция, и субкультуры, как негативная реакция на культуру господствующую. ...
Педагогический словарь по темам
6.
  особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей. ...
Профессиональное образование

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):