Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - сперанский михаил михайлович (1772-1839)

 
 

Связанные словари

Сперанский михаил михайлович (1772-1839)

сперанский михаил михайлович (1772-1839)
— государственный деятель, граф (1839). Ближайший сотрудник Александра I в деле намечавшихся крупных реформ литерального направления. В 1807-09 как член Комитета для усовершенствования духовных училищ занимался вопросами реформы духовного образования. Подготовил итоговый доклад Комитета (опубликован в 1809) и "Начертание правил об организации духовных училищ", в которых предлагалось перестроить систему духовных учебных заведений по образцу гражданской, разделив их на 4 ступени: приходские училища, уездные училища, семинарии (по епархиям) и духовные академии. Епархии разделялись по округам во главе с 4 академиями Московской, Петербургской, Киевской и Казанской. В 1809 представил в Комиссию духовных училищ при Синоде общее введение к уставам духовных училищ и первую часть устава академии. Документы содержали осн. принципы нового устройства духовной школы. При сохранении сословного характера значительно поднималась роль общего образования. Основой формирования истинно православного и национального просвещения признано изучение Священного Писания на базе знания греческого и церковно-славянского языков. Впервые значительное внимание уделялось педагогическим методам, главным из которых считалось поощрение самостоятельной умственной деятельности учащихся. Окончательно реформа была введена в действие только в 1814. С. занимался также вопросами подготовки государственных чиновников как хорошо образованных исполнителей. Формировать чиновников был призван Царскосельский лицей (см.Александровский лицей), идею организации которого С. высказал в 1808. Ему принадлежала окончательная редакция "Положения о Лицее". В 1826 С. составил программу по законоведению для слушателей вновь учреждённого Профессорского института в Дерпте и тогда же был назначен членом Комитета устройства учебных заведений. В 1835 выступил инициатором издания "Положения об учебных округах", согласно которому, надзор и управление средними и низшими учебными заведениями из ведения университетов передавались попечителям учебных округов. В 1835-37 преподавал законоведение наследнику престола будущему имп. Александру II. На основе этого курса составил "Руководство к познанию законов" (опубликовано в 1845), ставшее учебником для гражданских и военных учебных заведений России. Автор учебных пособий "Правила высшего красноречия" (опубликовано в 1844) и "Физика, выбранная из лучших авторов" (опубликовано в 1872). См. также Александровский лицей
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):