Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - производственное обучение
Связанные словари
Производственное обучение
производственное обучение
— учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно-производственную работу в мастерских и на производстве. П.о. осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Основу содержания П.о. составляют общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, профессиональные умения и навыки производительного труда. Осн. направления П.о.: создание условий для овладения учащимися производственным процессом и передовым опытом, воспитание квалифицированных конкурентоспособных рабочих и специалистов. Критерий профессиональной подготовленности учащихся высокая квалификация, профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене видов трудовой деятельности. Осн. формы П.о.: урок, учебнопроизводственная работа и практика производственная. В П.о. в соответствии со спецификой профессии применяются разнообразные системы обучения: предметная (возникла с развитием ремесленного производства и ученичества; предусматривала постепенный переход учащихся от изготовления простейших изделий к более сложным); операционная (появилась вместе с мануфактурным производством; строится на последовательном усвоении сначала отдельных операций, а затем приёмов самостоятельной работы; в её совершенствовании значительную роль сыграл Д.К. Советкин); операционно-поточная (создана с развитием поточной системы производства и основана на разделении технологического процесса на отдельные операции); операционно-предметная (усовершенствованный вариант операционной системы; предложена в 1887 С.А. Владимирским); система Центрального института труда (ЦИТ) (разработана в 20-е гг. 20 в. и заключалась в разделении трудового процесса на отдельные приёмы, выполняемые в форме упражнений); операционно-комплексная (возникла в середине 30-х гг. в школах фабрично-заводского ученичества и основывалась на освоении учащимися отдельных операций с чередованием постепенно усложняющихся комплексных работ); приёмно-комплексно-видовая (предложена в 70-е гг. К.Н. Катхановым и заключается в овладении сначала важнейшими элементами профессии и приёмами труда и видами работ, а затем комплексами этих приёмов и видов); проблемно-аналитическая (разработана С.Я. Батышевым для использования в условиях автоматизации производства и появления новых рабочих профессий, требующих интеллектуальных знаний); процессуальная (изобретена в начале 70-х гг. А.Е. Шильниковой для рабочих химических производств с целью обучения профессиям широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку); интегрально-модульная (разработана в 80-е гг. А.П. Беляевой на основе теории профессионально-педагогической интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и производства). Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся. П. о. включает теоретич. часть — знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти знания в проф. деятельности; практич. часть (цель — приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику. П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки — приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать...Российская педагогическая энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |