Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - педагогика сотрудничества

 
 

Связанные словари

Педагогика сотрудничества

педагогика сотрудничества
— направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями. Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ. См. также Иванов И. П.Караковский В.А., Лысенкова, Продуктивное образование, Шаталов В. Ф., Щетинин М. П.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  направление в отеч. педагогике 2-й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M II Щетинин и др. Большинство авторов II с работало в школе ев 25 лет Все они создали оригинальные и самостоятельные теоретико-эмпирич системы обучения Инициаторами их объединения стали гл. редактор «Учительской газеты» В Ф. Матвеев и публицист С. Л. Соловейчик. Состоялось неск встреч учителей-экспериментаторов по проблемам II с (отчеты о них опубликованы в «Учительской газете», 18 окт. 1986, 17 окт. 1987, 19 марта и 18 окт 1988). Стержень новой пед.концепции сотрудничество, но не как одно из мн пед.понятий, а как гл. идея, цель и средство воспитания и обучения Во время своей первой встречи авторы II. С. сформулировали общие идеи, наиб. характерные для их учительского творчества (т и Переделкинский манифест). В П.с. отношения с учениками строятся таким образом, чтобы дать детям новые стимулы, лежащие в самом учении, вовлечь их в совместный труд и творческое взаимодействие учителя и учащихся, направленные на...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  система педагогических взглядов, а также общественно-педагогическое движение в отечественной педагогике 80-90-х годов ХХ-го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики сотрудничества: отказ учителя от отношения с учеником как с объектом своего педагогического воздействия и субъективация его позиции в педагогическом процессе; гуманизация, в смысле очеловечивание отношений ученика и учителя, смягчение школьных нравов; признание прав ребенка и семьи как субъектов образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация школы через предоставление права выбора технологий обучения, учебных дисциплин; развитие самоуправления учащихся, в том числе и в учебном процессе. Педагогика сотрудничества решала проблемы взаимоотношений всех субъектов образования (ученика, семьи, учителя и школы) в новом нетрадиционном для тех лет направлении. Она представляла гуманистическую ветвь развития отечественной педагогики, стала основой формирования альтернативных форм и методов обучения и воспитания. На основе ее идей родились такие...
Основы духовной культуры
3.
  направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. ...
Педагогический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):