Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - децентрация
Связанные словари
Децентрация
децентрация
— один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека. Д. одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребёнка с учётом возможных точек зрения других людей. Источник Д. общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменять собственную познавательную позицию. Уровень развития Д. существенно изменяется на различных возрастных стадиях; повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. значительно снижена при некоторых расстройствах эмоционально-волевой сферы и интеллекта, что диктует необходимость соответствующих коррекционных мероприятий. Способность к Д. наиболее эффективно формируется при соответствующем воспитательном воздействии. Недостаточное развитие этой способности не только порождает затруднения в межличностных контактах, но и может играть провоцирующую роль в возникновении некоторых психических заболеваний. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека. Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. — непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия. Уровень развития Д. существенно изменяется на разл. возрастных стадия-х: повышается от...Российская педагогическая энциклопедия
2.
(психол.) механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления. ...Словарь по педагогической антропологии
3.
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления. ...Педагогический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |