Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - детское движение
Связанные словари
Детское движение
детское движение
— детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин "детское и юношеское движение". В отечественной педагогической литературе представлены различные подходы к дефиниции "Д.д.". Например, только в словаре "Детское движение" (М.-Минск, 1998) представлено св. 10 определений Д.д. В широком смысле Д.д. социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к объединению в рамках детских сообществ. Д.д. способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребёнка. В Д.д. ребёнок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Особенностью Д.д. является участие взрослых, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям организовать их деятельность. Однако активное вмешательство взрослых в жизнь детских сообществ с позиций авторитарного воспитания может привнести в Д.д. элементы формализма, потерю самостоятельности и снижение его привлекательности для детей и подростков. В то же время без внимания со стороны взрослых существует опасность превращения Д.д. в стихийное асоциальное и даже антисоциальное движение. По масштабу деятельности Д.д. может носить массовый международный характер (пионерское движение, скаутизм и др.), может быть распространено в одной или нескольких странах (тимуровское движение). Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина (см.Пионерская организация) и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В Рос. Федерации современное Д.д. представлено многочисленными детскими и юношескими организациями и объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более общественных формирований, однако вовлечённость детей и молодёжи в общественное движение составляет лишь 2-3%. Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодёжной среде с отсутствием нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, неспособностью противостоять серьёзным асоциальным явлениям. Большинство детских и юношеских объединений решают свои специфические задачи самостоятельными приёмами и методами. Участники детского и молодёжного движения реализуют свой творческий и лидерский потенциал, исходя из своих интересов и потребностей, которые часто отличаются от интересов взрослых, заботящихся о будущем подрастающего поколения. Одна из осн. задач Д.д. гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Расширение совместной деятельности с детскими и молодёжными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодёжи одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений с учётом специфических особенностей национальной, культурно-этнографической, социальной среды. См. также Детская общественная организация, Международное детское и юношеское движение, Молодежь, Самодеятельные объединения детей и молодежи Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
– сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. ...Педагогический словарь по темам
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |