Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - детская психология

 
 

Связанные словари

Детская психология

детская психология
— отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно-воспитательной работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Задачей Д.п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 в. Значительную роль в её становлении сыграли эволюционная теория Ч. Дарвина, успехи физиологии нервной системы и органов чувств, разработка объективных, экспериментальных методов психологических исследований и т.д. В России в 60-е гг. 19 в. И.М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психических процессов и об их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для развития Д.п. имели психологические идеи К.Д. Ушинского, позднее развитые П.Ф. Каптеревым. В дальнейшем начала развиваться экспериментальная Д.п. (И.А. Сикорский, А.П. Нечаев и др.). В 30-х гг. Л.С. Выготский совместно с А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым и другими начал теоретическую и экспериментальную разработку проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребёнка и изучение роли усвоения общественного опыта в формировании высших, специфически человеческих психических процессов. На основе этих исследований было выдвинуто положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребёнка. В конце 20-х 1-й половине 30-х гг. 20 в. изучение развития психики ребёнка велось гл.о. в русле педологии. В последующие годы внимание учёных было сосредоточено на разработке проблем зависимости психического развития ребёнка от условий жизни и воспитания. Исследования психологов охватывают все возрастные периоды с раннего детства и до подросткового и юношеского возраста. Ряд обобщающих трудов посвящены анализу различных видов детской деятельности. Значительное количество работ посвящено психическому развитию аномальных детей. Особое место в современной Д.п. занимают труды швейцарского психолога Ж. Пиаже, который, используя аппарат современной логики, провёл совместно с другими специалистами комплекс психологических исследований умственного развития ребёнка.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной деятельности ребёнка. Исследования в области Д. п. имеют важное значение для пед. практики, определения программ и методов уч.-воспитат. работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Исследования аномального развития психики используются в дефектологии и дет. психиатрии. Задачей Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития психич. процессов (познават., волевых, эмоциональных), а также разл. видов дет. деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психол. особенностей детей. Отд. психич. процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка. Исследования в Д. п. направлены не просто на констатацию возрастных изменений психики, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, на установление закономерных зависимостей этих изменений от...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические особенности развития (поведение в обществе, самоутверждение, упрямство), детские игры, признаки начинающейся половой зрелости. Методы детской психологии: либо наблюдения — систематические, периодические или длительные, либо экспериментальные исследования. Детская психология тесно связана с педагогической психологией и педагогикой. ...
Профессиональное образование

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):