Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - гедонизм

 
 

Связанные словари

Гедонизм

гедонизм
(от греч. hedone наслаждение) 1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы: а) удовольствие само по себе не есть собственно благо, б) не всякое удовольствие достойно избрания, в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником. Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см.Эпикуреизм). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме в порядке социально-философской критики Г. было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления. 2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло страдание.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от греч. hedone -наслаждение), этич. учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высш. благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривалось как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму. Возник в Др. Греции в учении Аристиппа (4 в. до н. э.), считавшего, что добром является всё, что доставляет человеку наслаждение. Его последователи исходили из того, что любое наслаждение и действие, ведущее к нему, оправданы. наиб. известен своим обоснованием Эпикур (3 в. до н. э.), учивший, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутр. невозмутимость души. В эпоху Возрождения идеи Г. развивались в духе гуманистич. этики и утверждали ценность человека во всех его жизненных проявлениях (напр., в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Для просветителей 18 в. Г. был одним из средств борьбы с религиозно-догматич. мировоззрением. В дальнейшем Г. нашёл наиб. полное выражение в...
Российская педагогическая энциклопедия
2.
  (гр. – наслаждение) – этическое учение, утверждающее смыслом человеческой жизнедеятельности получение наслаждения, физического и духовного, и принятие всего того, что ведет к нему. Всю систему моральных норм и требований гедонизм сводит к получению радостей, удовольствий, к удовлетворению своих желаний, от силы и количества которых определяется качество жизни человека. Стремление к наслаждению в этом учении рассматривается как врожденное человеческое свойство и как движущая сила развития. В жизни гедонизм проявляется как мировоззренческая позиция конкретного человека, какого-либо сообщества и даже народа. Следование этим взглядам побуждает человека к созданию комфортной среды для себя («Красиво жить не запретишь), способствует появлению отрицательных нравственных черт (сребролюбия, властолюбия, корыстолюбия, чревоугодия), снижает способность человека к выживанию в экстремальных ситуациях. Вместе с тем, гедонизм может способствовать творчеству, увлеченности наукой и профессиональной деятельностью. На основе этого учения вырос особый тип гедонистической культуры. ...
Основы духовной культуры
3.
  установка на наслаждение как на высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Для гедонизма чувство наслаждения считается путеводной звездой в лабиринте нравственных переживаний человека. ...
Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи
4.
  этико-психол. учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения. ...
Педагогический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):