Поиск в словарях
Искать во всех

Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - возрождение ренессанс

 
 

Связанные словари

Возрождение ренессанс

возрождение ренессанс
— в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени (в Италии 14-16 вв., в других странах конец 15-16 вв.). Отличительные черты светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. В эпоху В. появился новый взгляд на мир и человека. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху В. Педагогическая мысль В. значительно опережала реальную школьную практику, как правило, сохранявшую традиционную для Средневековья форму. Педагогика В. развивалась в острой полемике со схоластической педагогикой средних веков. Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиционные методы преподавания, невежество учителей и пр. На становление гуманистической педагогики сильное влияние оказал Франческо Петрарка, указавший на важнейшую роль гуманитарных наук, изучающих человека и воспитывающих его. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражданского служения, гармоничного развития и физического воспитания, так и эллинистические и позднеантичные учения, в которых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования. В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия. Они реформировали традиционную систему семи свободных искусств; был расширен тривиум (в него были включены история, моральная философия, поэзия). В 16 в. возросло значение квадривиума и примыкавших к нему естественных наук. В эпоху В. сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения принцип "мягкой руки", широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью (Альберти, М. Монтень и др.) сделала осн. критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Мн. педагоги В. выступали за разностороннее (энциклопедическое) образование (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, Х.Л. Вивес и др.). Развивались идеи самообразования (Л. Бруни, Р. Ашам) и были предложены возможности его осуществления (публичные лекции Т. Мора). Деятели В. большую роль отводили семейному воспитанию. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравственной атмосферы; в семье должны были заботиться о физическом здоровье детей, прививать им первые нравственные понятия; обязанность отца обеспечить хорошее образование детям. Педагогическая практика гуманистов осуществлялась чаще всего в частных школах. Наиболее известны итальянские "Дом радости" Витторино да Фельтре и школа Гуарино Веронезе в Ферраре, на базе которой возник университет (1442). В университетах, средневековых по характеру, гуманистическое образование развивалось слабо; только некоторые университеты имели гуманистические кафедры. Педагогическая мысль В. утверждала доступность образования независимо от общественного и имущественного положения ученика. Однако равные возможности могли использовать только сравнительно узкие слои: выходцы из феодально-аристократических и богатых городских семей и дети гуманистов. Педагогическая мысль В. оказала влияние на европейскую педагогику теоретическими положениями, подтверждёнными практикой. Главными среди них были идея гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей. Гуманистическая педагогика пыталась решать существенные проблемы связи природы и воспитания, образования и нравственности, природы и нравственности и др. Отдельные дидактические принципы педагогики В.: признание добровольного и сознательного характера обучения, принцип наглядности в обучении и другие получили дальнейшее развитие.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср.-век. культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологич. границы В.: в Италии — 14—16 вв.в др. странах — кон. 15—16 вв.). Отличит, черты культуры В., антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистич. мировоззрение, обращение к антич. культурному наследию. В эпоху В. формировались капиталистич. отношения, в связи с чем возникали изменения в социальной сфере, появился новый взгляд на мир и человека. В разных странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их ист. развития. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху В. Пед. мысль В. значительно опережала реальную шк. практику, как правило, сохранявшую традиционную для средневековья форму. Педагогика В. развивалась в острой полемике со схоластич. педагогикой (см. Средние века, Схоластика). Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиц. методы преподавания, чрезмерную продолжительность срока...
Российская педагогическая энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):