Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - биогенетический закон
Связанные словари
Биогенетический закон
биогенетический закон
— закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Независимо от Б.з. Геккеля идея параллелизма между развитием ребёнка и развитием человеческого рода была выражена в психологии и педагогике последователями И. Гербарта (Т. Циллер и др.) в теории культурных ступеней, требовавшей, чтобы этапы воспитания соответствовали этапам истории культуры. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце 19 начале 20 вв. были предприняты попытки распространения Б.з. на психическое развитие ребёнка. Среди попыток создания на основе Б.з. научной теории выделяются следующие. Рекапитуляции теория (Г.С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с Б.з. Геккеля и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онтои филогенеза общей логикой процесса развития от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным. Эволюционный подход к развитию ребёнка на основе Б.з. привёл к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако осн. теоретические построения выводились преимущественно умозрительно. Попытки строго научными методами обосновать справедливость Б.з. в психологии не обеспечили убедительных доказательств в пользу такого подхода. В современной отечественной психологии преобладает рассмотрение психического развития как процесса, обусловленного преимущественно социальными факторами, центральным механизмом которого выступает освоение общественно-исторического опыта. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
сформулирован в 1866 нем. учёным Э. Геккелем. Согласно Б. з. индивидуальное развитие организма особи (онтогенез) является сокращённым и сжатым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты рекапитуляции (напр., закладка жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных) были известны ещё до появления эволюц. учения Ч. Дарвина, к-рый в 1859 дал им естеств.-ист. объяснение: стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундам. закономерность эволюции органич. мира. Нем. эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Геккель придал этому принципу форму Б. з., схематизировав при этом дарвиновские представления. Б. з. сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюц. исследования в эмбриологии, сравнит, анатомии и палео-логии. Вокруг Б. з. развернулась актуальная и для 20 в. острая и содержательная дискуссия, в ходе к-рой были выдвинуты разные теории соотношения онтогенеза и филогенеза организмов. Значит. вклад в теоретич. разработку проблем Б. з. внесли рус. биологи А. Н. Северцов, И. И....Российская педагогическая энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |