Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря - абстракция
Связанные словари
Абстракция
абстракция
— форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, схемы, модели и пр.). А. момент целостного процесса познания, направленного, в конечном итоге, на достижение конкретного, т.е. полного, всестороннего знания. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(от лат. abstractio — удаление, отвлечение), процесс познават. деятельности, состоящий в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлечении от других. А. наз. также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, диаграммы, схемы, модели и т. п.). А. — момент целостного процесса познания, направленного в конечном итоге на достижение конкретного, т.е. всестороннего, полного знания. Термин «А.» употребляют также в значении поверхностного, умозрительного знания. Первые А. складываются у ребёнка в связи с его практич. и игровыми действиями. Важным фактором, способствующим формированию А., является развитие речи. В сов. пед. психологии разработана концепция учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) и на её основе — модель построения уч. предметов, к-рой соответствует представление об усвоении знаний как процессе движения от абстрактного к конкретному. В содержании обучения всё более возрастает уд. вес теоретич. знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и...Российская педагогическая энциклопедия
2.
– процесс формирования реальных образов (представлений, понятий, суждений) путем использования лишь части их свойств и отношений. Нередко этот процесс осуществляется или упрощением реального образа, или усложнением его [91, c. 7]. ...Современный образовательный процесс
3.
процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий. ...Исследовательская деятельность
4.
(отвлечение) мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении их от других, несущественных. Результатом является построение понятий, моделей, теорий, классификаций. Первично А. выступает при непосредственном чувственно-образном отражении окружающей среды, когда одни свойства последней становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются. ...Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
5.
(от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. совершается уже в процессе восприятия применительно к чувственным свойствам предметов (например, выделение формы и отвлечение от цвета или наоборот). Более высокая форма А., неразрывно связанная с первой, — вычленение все более существенных свойств объектов познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда говорят об отвлеченных, абстрактных понятиях. Своеобразие А. у детей с отклонениями в психофизическом развитии, по сравнению с нормальными, наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого специальной педагогической работой. При этом успешнее А. формируется у детей с нарушениями деятельности органов чувств (с недостатками зрения, слуха). Наибольшие трудности в абстрагировании испытывают умственно отсталые дети. ...Коррекционная педагогика и специальная психология
6.
(отлат. abstractio отвлечение) одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "Абстракция". Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. ...Словарь по педагогической психологии
7.
процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1203 | |
2 | 1009 | |
3 | 809 | |
4 | 777 | |
5 | 742 | |
6 | 703 | |
7 | 698 | |
8 | 688 | |
9 | 651 | |
10 | 639 | |
11 | 637 | |
12 | 610 | |
13 | 570 | |
14 | 569 | |
15 | 564 | |
16 | 553 | |
17 | 543 | |
18 | 524 | |
19 | 522 | |
20 | 514 |