Театральная энциклопедия - юрчак
Юрчак
юрчак
ЮРЧАК, Василий Михайлович (26.VIII.187628.IX.1914) укр. актёр. В 1896-1914 работал в укр. т-ре Львовского об-ва "Руська бесща". Творчество Ю. отличалось жизненной правдой, глубоким лиризмом, искренностью. Талант Ю. высоко ценили И. Я. Франко и Н. К. Садовский. Своим учителем его называл А. М. Бучма.
Лучшие роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивницкого), Омелян, Феноген ("Бурлак", "Хозяин" Карпенко-Карого), Микола Задорожный ("Украденное счастьем Франко), Пётр ("Власть тьмы"), Перчихпн, Лука ("Мещане", "На дне"), Бен Акпба ("Уриэль Акоста" Гуцкова) и др. Р. П.
ЮРЬЕВ,Сергей Андреевич (13.V. 1821- 26.XII.1888)- рус. театр. деятель, критик, переводчик. Сотрудничал в журналах "Новое время", "Театральная библиотека", в газетах "Московские ведомости", "Русская мысль" и др. Был редактором журнала "Артист". Ю. принадлежат переводы трагедий Шекспира "Макбет" и "Антоний и Клеопатрам и драмы Л one де В era "Звезда Севильп. Гуманист и эрудит, Ю. оказал большое влияние на совр. ему артистич. и лит. круги рус. интеллигенции; одним из первых проявил интерес к нар. деревенскому т-ру.
Соч.: Лоне де Всга, как драматический поэт, в кн.: Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв., ч. 1, М., 1887. ‚. X.
ЮРЬЕВ, Юрий Михайлович [3(15).1.1872-13.111. 1948] - рус. сов. актёр. Нар. артист СССР (1939). В 1889 поступил в Моск. филармо-нич. уч-ще, где учился в классе А. И. Южина. Отсюда перешёл на драм. курсы Московского театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). Будучи воспитанником курсов, участвовал в спектаклях Малого т-ра - "Граф де Рпзоор" Сарду, "Северные богатыри" Ибсена. По окончании курсов в 1893 был принят в Александрийский т-р (ныне Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), дебютировал в роли Милона ("Недоросль"). В этом т-ре (с неск. годами перерыва) прошла вся артистич. жизнь актёра. Ю.- крупнейший представитель героико-романтич. школы рус. и сов. актёрского иск-ва. Его лучшими ролями были: Чацкий (1899); Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1900), Фауст (о. п. Гёте, 1904), Фердинанд (1909); Уриэль Акоста (о. п.
Гуцкова, 1910), Карл Moop (1910); Дон Жуан (о. п. Мольера, 1910), Самозванец ("Борис Годунов", 1913).
В 1918 Ю. создал в Петрограде "Театр Трагедии", открывшийся спектаклем "Царь Эдип" Софокла (на арене б. цирка Чинизеллн). Деятельность т-ра оборвалась в связи с обострением положения на фронте. В 1919 Ю. принимал участие (вместе с А. М. Горьким, А. В. Луначарским, А. А. Блоком и М. Ф. Андреевой) в создании Большого драматич. т-ра, где исполнил роль маркиза Позы в спектакле "Дон Карлос" (1919). В 1922-28 Ю. возглавлял Академич. т-р драмы (б. Александрийский). Своим творчеством Ю. утверждал жанр классич. трагедии. Следуя принципам возвышенного, но абстрактного гуманизма, Ю. в ролях, требовавших психологич. разработки, подчёркивал гражданские мотивы. Знаменательна, однако, глубокая внутр. эволюция, происшедшая с одним из крупнейших сценич. созданий артиста - образом Арбенина. Впервые Ю. сыграл эту роль в спектакле, пост. В. Э. Мейерхольдом (1917), и продолжал исполнять её во всех возобновлениях (1920, 1930). Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтич. образ новые и живые психологич. детали, приближал этот образ к требованиям художеств. правды. Уже в поздний период своей актёрской жизни Ю. создал одну из лучших своих ролей - Не-счастливцева (1936). Здесь его пластич. и интонационно-словесное мастерство было обогащено тонкими и сложными психологич. нюансами. "В работе над ролью Несчастливцева,-пишет в своей книге "Актёры моего поколения" Я. О. Малютин,- как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и торжественное становилось выражением естественных, чистых и незамысловатых человеческих чувств, как бы еще и еще раз получала свое подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей словах" (1959, с. 88). С 1898 работал как педагог, преподавал на драматич. курсах, в школе рус. драмы, в Ленингр. театр. ин-те. Ю.- автор "Записок" - воспоминаний, в к-рых воссозданы актёрские образы и спектакли Малого и Александрийского т-ров. Выступал на эстраде как чтец ("Эгмонт" Гёте и др.). Гос. пр. СССР (1943) за многолетние выдающиеся достижения.
Среди др. ролей: Рюи Блаз, Карл (о. п.; "Эрнани" Гюго)" Ипполит (о. п. Еврипида), Отелло; король Лир; Беркутов ("Волки и овцы"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Батов ("Яд" Луначарского), Дантес ("Пушкин и Дантес" Каменского), Брызгалов ("На берегу Невы" Тренёва), Кре-чинский; Рощин ("Смена героев" Ромашова).
Соч.: Записки, Л.-М., 1948; т. 1-2, Л.-М., 1963. Лит.: Малютин Я. О., Актёры моего поколения, Л.-М., 1959. С. Ц.
ЮРЬЕВА, Мария Александровна (г. рожд. непзв,- ум. после 1915) - рус. актриса. Играла в т-рах Харькова, Новочеркасска, Киева, Петербурга (Литейный т-р и др.; 1911-15), Казани и др. городов. Лучшие роли: Анна ("Одинокие" Гауптмана), Паула ("Вторая жена" Пинеро), Елена Протич ("Симфония" М. Чайковского), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Ренёва, Лидия, Мамаева ("Светит, да не греет", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Анфиса (о. п. Андреева) и др.
Лит.: Карачунский Л., Наши петербургские артисты, СПБ, 1896, с. 81; В а с-й (Василевский Л.), Юбилей Юрьевой, "Жизнь искусства", 1923, JSs 19, с. 11. Е. X.
ЮРЬЯН, Павул Андреевич (22.II.1866-6.X.1948)- латыш. сов. дирижёр, педагог, композитор. Засл. деят. пск-в Латв. ССР (1945). Окончил Харьковское муз. уч-ще по классу валторны (1890); в 1898- Петербургскую консерваторию по классу пения А. Котоньп. Был основателем, руководителем и дирижёром первого латыш. оперного театра - "Латышская опера" (1913-15) в Риге, на основе к-рого впоследствии был создан Т-р оперы и балета Латв. ССР. Также организатор первых латыш. симфонич. концертов. Создал обработки латыш. нар. песен. С 1904 вёл педагогич. работу в муз. уч-ще РМО в Риге; в 1919-40- в Латвийской консерватории (с 1927- проф.). Воспитал многих латышских певцов. Я. В.
ЮРЬЯНОВ, Михаил Андреевич [р.11(24).X.1907]- рус. сов. артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунпстич. партии с 1931. В 1939 окончил Ленингр. консерваторию (класс Л. М. Образцова). Сценич. деятельность начал в 1931 в качестве солиста театрализованного вок. ансамбля Ленингр. мюзик-холла. В 1934-39 - солист оперной студии Ленпнгр. консерватории. В 1939-62 - солист Саратовского т-ра оперы и балета. В 1947-59 (с перерывами) и с 1965 - преподаватель Саратовской консерватории по классу сольного пения.
Партии: Онегин; Елецкий, Томский ("Пиковая дама"), Мазепа; Лионель ("Орлеанская дева" Чайковского), Грязной;
Мизгирь ("Снегурочка"), Князь Игорь, Демон; Фигаро ("Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник"), Жермон, Граф ди Луна, Ренато, Монфор ("Травиата", "Трубадур", "Бал-маскарад", "Сицилийская вечерня" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Эскамильо; Валентин ("Фауст"), Барнаба ("Джоконда" Понкьел-ли), Листрат ("В бурю" Хренникова), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского), Листницкий ("Тихий Дон"), Фурманов ("Чапаев" Мокроусова), Вадим ("В грозный год" Крейтнера), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича) и др. . Ив.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое юрчак
Значение слова юрчак
Что означает юрчак
Толкование слова юрчак
Определение термина юрчак
yurchak это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |