Театральная энциклопедия - югославский
Югославский
югославский
ЮГОСЛАВСКИЙ ТЕАТР. После образования самостоятельного югосл. государства (в 1918 Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 Югославия) театр. нск-во получило более благоприятные условия для развития. Однако в 1918-41 т-рам Югославии приходилось преодолевать трудности, связанные с реакц. политикой правящих кругов, усилившейся после установления в стране профашистской диктатуры (1929). В этот период ведущими т-рами страны были: Нац. т-р в Белграде, Хорватский Нац. т-р в Загребе, Сербский Нац. т-р в Нови-Саде, Словенский Нац. т-р в Любляне.
В Нац. т-ре выступали выдающиеся мастера сербского т-ра: актёры - П. Добринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, С. Тодорович, Д. Гинич, актрисы - Ж. Стокич, 3. Тодосич и др. В актёрском иск-ве распространение получила романтич. школа, представптелем к-рой был Д. Милутинович. Приёмы совр. режиссуры и высокую театр. культуру принесли в т-р режиссёры М. Исайлович (в 1920-27), Б. Га-велла (в 1926-29), М. Кулунджич (в 1929-39). В репертуаре Нац. т-ра преобладала передовая отечеств. драматургия, ставились комедии Б. Нушича, ранее не шедшие в т-рах,- "Подозрительная личность" (1923, соч. 1887), "Депутат" (1924, соч. 1883), а также "Госпожа министерша" (1929), "Белград когда-то и теперь" (1933), "Покойник" (1937); пьесы Д. Николаевича - "Многие лета..." (1926), "Лозунг" (1927), "По трупам" (1931); Р. Плаовича и М. Джоковича - "В среду - пятница" (1939), "Вода с горы" (1933) и др. Т-р ставил также пьесы совр. хорватских драматургов - М. Крлежп, М. Беговича, комедии П. Петровича, популярностью пользовался словенский драматург И. Цанкар. В репертуар включались произв. сербской классики (И. Стерпя-Поповпч, К. Трифко-вич, Дж. Якшич), переводные пьесы (Л. Пирандел-ло, Б. Шоу, К. Чапек), рус. драматургия ("Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница", "Лес" и др.).
Сербский Нац. т-р в Нови-Саде с 1919 получал гос. дотацию. Среди актёров в 20-30-е гг. были:
М. Динич-Хаджи, Д. Спасич, М. Маркович, К. Ва-силевич, М. Тодоспч и др. Директором (1924-28) и режиссёром (1923-28) был Б. Войнович. В 1924-27 режиссёром работал также Р. Веснич. Они пост.:
"Ученик дьявола" Шоу, "Антигона" Софокла, "Сон в летнюю ночь", "Привидения". В 1928 здание этого т-ра сгорело и коллектив объединился с гор. т-ром в Осиеке. Новисадско-Осиекский т-р существовал до 1932. Он получал гос. субсидию и был передвижным. В труппе т-ра были актёры: Т. Танхофер, Д. Кранчевич, Т. Стойкович; актрисы - И. Танхофер, Р. Кранчевич и др. В 1936 для городов Нови-Сад, Суботица, Сомбор, Петровград и Крагуевац был создан Национальный т-р Дунайской бановины (воеводства). В него вошла труппа Сербского Национального т-ра и др. актёры. В этом т-ре многие годы работал художник М. Шербан, поднявший уровень постановочной культуры т-ра. На сцене т-ра шли пьесы Нушича, Крлежи, Плаовича п Джоковича п др. Широко была представлена рус. ("Ревизор", "Свои люди - сочтёмся", "На дне"; "Дни нашей жизни" Л. Андреева) и зап.-европ. ("Генрих IV" Пиранделло, "Белая болезнь" Чапека) драматургия.
В годы 1-й мировой войны деятельность Хорватского и Словенского Национальных т-ров протекала в сложных условиях. Правительство игнорировало культуру хорватов и словенцев. Была введена цензура, препятствовавшая пост. прогрессивной драматургии, сокращавшая тексты пьес. В 1921-26 отмечается подъём в деятельности Хорватского Нац. т-ра. В эти годы труппу возглавлял Ю. Бенешич, а директором и гл. режиссёром был Б. Гавелла. Пост. спектакли "Ричард III" Шекспира, "Голгофа" (1922), "Бу-чьяк" (1923) Крлежи и др. Драматургия Крлежи способствовала утверждению на хорватской сцене актуальной общественной проблематики, формированию новых средств сценич. выразительности. Т-р вводил в репертуар нац. классику: впервые была пост. комедия "Диоген, или Слуга двух потерянных братьев" Брезовачки (1925, соч. 1805), пьесы дубровницких драматургов 16 в.: "Дядя Маройе" (1938) и "Тирена" Држича, "Рабыня" Луцича (пост. под назв. "Пир молодого Деренчина", 1939). В т-ре шли также пьесы совр. хорватских авторов М. Фельдмана, М. Беговича, К. Месарича, П. Петровича-Пенни и др. Из сербской драматургии чаще всего ставились пьесы Нушича, из словенской - Цанкара и Крефта. В т-ре работали режиссёры и актёры: И. Раич и Т.Строцци, М. Ружичка-Строцци, М. Михичич, М. Димитриевич; И. Павич, И. Папич, И. Бадалич и др. В 30-е гг. т-р испытывал материальные трудности, усилилось давление цензуры, происходила частая смена руководства.
В нач. 20-х гг. была заново сформирована труппа Словенского Национального т-ра в Любляне. В неё вошли крупнейшие словенские актёры - И. Левар, М. Скрбиншек, М. Данилова; режиссёр О. Шест! Директором т-ра в 1919-23 и 1925-43 был словенский поэт п драматург П. Голия. Постепенно освобождаясь от искусственной театральности и мелодраматизма, характерных для словенского т-ра конца 19 в., коллектив т-ра создавал психологически разработанные образы, утверждал ансамблевость исполнения. Прогрессивную направленность т-ра определило творчество актёров М. Веры, И. Левара, реж. О. Шеста и др. Здесь были пост. пьесы Шекспира в переводах О. Жупанчича ("Двенадцатая ночь", 1923;
"Макбет", 1926, п др.), пьесы совр. словенских авторов - "Раковина" Крайгера (1921), "Вероника Десе-ницкая" Жупанчича (1924), "Происшествие в городе Гога" Грума (1931). Символистская и экспрессионистская направленность характеризовала спектакли режиссёра Ц. Дебевца ("Красавица Вида" Цанкара, "Соната призраков", 1933, п др. пьесы Стрпндберга) Своеобразной живописностью отличались комедийные спектакли реж. Б. Ступицы ("Дядя Маройе" Држича, 1941, "Школа жён" Мольера, 1942). Большое значение для развития т-ра имела деятельность Га-веллы, пост. в Любляне трилогию Крлежп ("Господа Глембаевы", 1931, "Леда", 1932, "В агонии", 1933) и др. Возникли словенские любительские т-ры: Шеп-тякобский (1920), Рабочий (1925), т-ры в Любляне, Народный т-р в Мариборе.
Театр. иск-во Боснии, Черногории и Македонии развивалось медленнее вследствие экономич. отсталости этих областей и реакционной нац. политики правительства Югославии. Национальный т-р в Сараево был открыт в 1919. В его труппу вошли актёры из передвижных коллективов. В 1925-28 т-р возглавлял Б. Нушич. В репертуар входили пьесы Шекспира ("Отелло" и др.), сербских драматургов ("Скупой, или Кир-Яня" Стерии-Поповича, "Депутат" Нушича). В 1928 этот коллектив объединился с т-ром в Сплите и образовал Национальный т-р Западных областей (в 1935 т-ры вновь разделились). В 1931 возобновил работу постоянный проф. т-р в Цетинье, называвшийся Национальным т-ром Зетской бановины. В 1919-41 в Скопле работал Сербский Национальный т-р, расцвет деятельности к-рого относился к 30-м гг. (спектакли шли на македонском яз.). В это время были поставлены "Беженка" (под назв. "Ленче Кумановче") и "Человек наступил" (под назв. "Чор-баджий Теодос" или "Школьные проделки") Илёс-кого, "Деньги - это убийство" Крле (1938). В городах Македонии существовали также любительские театр. коллективы (рабочие и студенческие).
Во время 2-й мировой войны большинство югосл. т-ров закрылось. При партизанских объединениях были организованы труппы, состоявшие из актёров-профессионалов и любителей. Они ставили небольшие пьесы о нар.-освободит, борьбе, стихи, инсценировки, пантомимы. Ставились также пьесы Гоголя, Нушича, Стерии-Поповича.
Сразу же после освобождения от фашистских оккупантов в стране (1945) началось восстановление т-ров. В 1944-45 работали Нац. т-р в Белграде, т-ры в Хорватии, Словении, Сербии, ставившие преим. нац. классику.
Идея сближения нац. культур Югославии нашла отражение в создании в 1948 Югославского драматического теятря(Белград),в к-рый вошли ведущие мастера разл. нац. т-ров: А. Паранос и М. Ступица, М. Црнобори,
С. Север, Р. Ферари, М. Айваз; художник М. Шер-бан, супруги Танхофер, режиссёр Б. Ступица и др. Т-р стремится ставить прогрессивную драматургию. Были пост. спектакли: "Бабьи сплетни" Гольдони (1948), "Дядя Маройе" Држича (1949, реж. Ступица), "Патриоты" Стерни-Поповича (1949), "Егор Булычев и другие" (1951, реж. М. Милошевич), "Откровение" по роману Д. Чосича "Раздел" (1961, реж. М. Бело-вич). Т-р дважды гастролировал в СССР (1956 и 1965).
В 50-е гг. театр. иск-во приобрело широкую популярность. Открыты новые т-ры, к-рые ставят препм. совр. драматургию. В Югославском драм. т-ре были пост. пьесы сербских драматургов: "Расцвела ежевика" Миндеровича (1950), "Наследство" по роману Д Чосича "Корни" (1956), "Приключения Николе-тины Бурсача" Чоппча (1957), а также произведения совр. зап.-европ. авторов: "Смерть коммивояжёра" Миллера (1951), "Бал воров" Ануя (1952). В т-ре работали режиссёры М. Дедич, П. Динулович, С. Йовановпч; актёры Э. Маркович, Л. Тадич; актрисы О. Маркович, Е. Микулич и др. В своих пост. т-р широко использует совр. средства сценич. выразительности (кино н др.).
В Хорватии работает Загребский драматич. т-р, к-рый был осн. в 1953 группой актёров Хорватского Нац. т-ра. Здесь пост.: комедия "Своего тела господин" Колара (1956), "Качели на плакучей иве" (1957) и "Шёлковые туфельки" (1958) Божича, "Ярмарка снов" Матковича (1958).
В 1956 в Югославии созданы экспериментальные т-ры: Камерная сцена Хорватского Нац. т-ра, Экспериментальный т-р в Любляне, "Ателье 212" в Белграде. Значит, место в репертуаре этих т-ров занимает переводная драматургия (Э. Ионеско, С. Бек-кет) и совр. югосл. драматургия, отмеченная модернистскими тенденциями. Т-р "Ателье 212" работает по принципам европ. бурж. т-ров (труппа набирается для каждой постановки заново). Среди др. т-ров страны: т-р "Комедия" (Загреб, 1950), "Современный" (Белград, 1959), "Весёлый т-р "Бен-Акиба1'" (Нови-Сад, 1960). Существуют также кукольные, детские и юношеские т-ры.
После 1945 получило развитие театр. иск-во ранее отсталых областей. Нац. т-ры открыты в Сараево, Цетннье, в Скопле (Македонский Нац. т-р). Постоянные проф. т-ры возникли во мн. крупных городах Югославии (Риека, Сплит, Пула, Крагуевац, Зеница, Мостар, Битоль и др.). Созданы т-ры нац. меньшинств (албанская и тур. труппы при Македонском Нац. т-ре, Венгерский Нац. т-р в Суботпце).
Большое место в театр. жизни страны занимают фестивали: с 1950 ежегодно проводится театр.-муз. фестиваль - Дубровннцкпе летние игры (в Дубровнике), во время к-рого на открытых площадках разыгрываются пьесы дубровницкой драматургии 16- 17 вв., пьесы Шекспира, П. Корнеля, К. Гольдони, В. Гёте. С 1956 в Нови-Саде также ежегодно проводится театр. фестиваль имени И. Стерии-Поповича ("Стерийно позориште"), на к-ром проф. театр. коллективы страны выступают с пост. совр. отечеств. драматургии.
В 1946 в Нови-Саде осн. Союз любительских т-ров. Среди высших театр. учебных заведений Югославии - академии театр. иск-ва в Белграде (организована в 1948), Загребе (организована в 1950), Любляне (организована в 1945).
Лит.: Београдско драмско позориште. Пет година рада (1949-1954), Београд, 1954; Jugoslovensko dramsko pozoriste, Beograd. Pet godina rada (1948-1953), Beograd, 1953;
Linhartovo izrocilo, Ljubljana, 1957; The Theatre in Jugoslavia, Beograd, 1 955.
См. также лит. при ст. Сербский театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия.
Нац. т-ра в Белграде, директором к-рой в 1924-35 был С. Хрпстич. В 1920-41 в труппе работали дирижёры - К. Баранович (1927-29 и с 1946), И. Бре-зовшек, П. Милошевич, Л. Матачич; солисты - Е. Пинтерович, М. Йованович, Б. Хаджич, М. Буга-ринович, И. Рнявец, 3. Гюнгенац. В т-ре ставились произв. класспч. оперного репертуара, сербские оперы: "На заре" Бинички (1923), "Покрывало вилы" Коньовича (1924), "Сумерки" Хрпстича (1925), "Тиран" Крстича (1927), "Зетский князь" (1929) н "Коштана" (1931) Коньовича, "Джурадж Бранкович" Наста-спевича (1940), произведения хорватских композиторов - "Хасанагинпца" Шафранек-Кавича (1934), "Танцует Дорпца" Одака (1935), "Эро с того света" Готоваца (1937), "Никола Шубич-Зринский" Зайца (1939).
После окончания 2-й мировой войны оперная труппа Нац. т-ра в Белграде возобновила свою работу (1945) под рук. О. Данона; дирижёры-К. Баранович, П. Милошевич, Д. Миладинович и др.; солисты - 3. Гюнгенац, М. Бугаринович, 3. Зикова, И. Рпявец, Н. Цвейич, Ж. Цвейич, А. Маринкович, из молодых исполнителей-А/. Чангалович, Б. Цвейич, М. Миладиновпч, Р. Бакочевич, Д. Старц, Д. Попович. Труппа ставила нац. оперы: "Коштана" (1950), "Зетский князь" (1946), "Крестьяне" (1952) Коньовича, "Сумерки" Хрп-стпча (1954), "Эро с того света" Готоваца (1949), "Невеста из Цетинграда" Барановича (1951), "Неграмотная" Лхотки-Калинского (1954), "Тыква, возомнившая себя чашей" Логара (1956), "Горный венок" Гер-цигонп (1957), а также произв. совр. зарубежных композиторов - "Катя Кабанова" Яначека (1956), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1959), "Орфей" Стравинского (1953).
Кроме оперы, в Белграде функционируют т-ры оперетты.
Оперная труппа Хорватского Нац. т-ра (Загреб) существует с 1909. В ней работали дирижёры - С. Альбпнп (1909-19), М. Сакс (1919-20), П. Коньович (1921-26, 1933-39), Ф. Рукавина (1927-29), К. Баранович (1929-43); солисты-Р. Букшек, Д. Христич, 3. Гюнгенац, 3. Кунц-Миланов, И. Гостич, 3. Зикова, С. Юринац, М. Радев и др. Пост. оперы - "Эро с того света" (1935), "Морана" (1931) Готоваца, "Стрижено-брито" Барановпча (1932), "Танцует Дорпца" Одака (1934); оперетты - "Мисс Ева" (1930), "Вечный жених" (1935) Пренца. В 1945-56 т-р возглавлял М. Сакс; работали: дирижёры - М. Башич, Д. Жебре, С. Хубад, Б. Папандопуло; солисты - В. Руждьяк, М. Подвинец, Р. Францл, Н. Жунец, М. Радпч, М. Кларич, Ф. Паулпк.
Среди муз. пост. 50-х гг.- "Мила Гойзалича" (1952), "Станац" (1958) Готоваца, "Рона" Папандо-пуло (1956, Нац. т-р в Риеке), "Эквиноций" Бранко-вича (1950), сценич. оратория "Горный венок" Гер-цигони (1958, Хорватский Нац. т-р). Оперетты с 1950 ставит загребский т-р "Комедия".
В 1918 сформирована оперная труппа Словенского Нац. т-ра в Любляне(под рук. Ф. Рукавины, в 1925-39 под рук. М. Полнча). Здесь пост. произв. словенских композиторов-"Чёрные маски" Когоя (1929). "Соблазн в долине св. Флориана" Бравничара (1930), "Крест на горе Савпце" (1921) и "Саломея" (1929) Остерца. В нек-рых произведениях сказалось влияние экспрессионизма. После 2-й мировой войны в т-ре были пост. "Эквиноций" Козины, "Вероника Десеницкая" Швары (обе 1946) н др. В оперную труппу Словенского Нац. т-ра вошли дирижёры-М. Полнч, С. Хубад, Д. Шва-ра, Д. Жебре, Б. Лесковиц, Ц. Цветко; солисты - М. Брайник, В. Буковец, Р. Францл, В. Герловичева, Л. Корошец, Р. Коритник, Ф. Лангус, Ф. Лупша, Д. Мерлак, С. Смерколь, Б. Стритар, Н. Видмар-Стри-тар. Труппа гастролировала в Советском Союзе (1964).
Оперы и оперетты периодически ставились в Сербском Нац. т-ре в Нови-Саде. В 1920-27 спектаклями дирижировали - М. Маржинец, Л. Матачич, Д. Три-шер. С 1947 оперная труппа вошла в состав Сербского Нац. т-ра. Здесь работали дирижёры - В. Илич, П. Милошевич, Л. Бута, В. Попович, Р. Бручи; солисты - Р. Немет, М. Хаднаджев, А. Чепе и др.
С 1947 оперные спектакли регулярно ставятся в Нац. т-ре в Скопле; дирижёры - Т. Скаловски, Л. Матачич и др. В 1945-55 существовала постоянная опера при Нац. т-ре в Суботице (директор и дирижёр М. Асич) и при Нац. т-ре в Сараево; оперные труппы имеются также вт-рах городов Осиек, Риека. Алъб. К.
Балет. До 1918 балетные спектакли в Югославии носили* случайный характер и лишь с образованием Югославского государства появились постоянные балетные коллективы. В 20-е гг. возникли первые школы и балетные труппы в оперных т-рах Белграда, Загреба и Любляны. Их руководителями были рус. танцовщики (Е.Полякова, Маргарита Фроман и ее брат Макс Фроман). В 1924 пост. первый нац. балет "Пряничное сердце" Барановича в Загребе (балетм. Маргарита Фроман), в 1933 - "Охридская легенда" Христича, в 1938 - "Чёрт в деревне" Лотки. В 30-40-е гг. получили распространение балеты на материале жизни Югославии, в к-рых использовался танц. фольклор. Первые балетмейстеры, обратившиеся к нац. материалу,- Фроманы, Пиа и Пино Млакары О. Хармож.
После 2-й мировой войны балетные труппы организованы в городах Сараево, Нови-Сад, Скопле, Мари-бор, Риека и Осиека. В Белграде работал один из ведущих балетмейстеров Югославии Д. Парлич, в Загребе-А. Ройе, затем М. Иованович, в Любляне-Мла-кары, в Сараево - Ф. Хорват, в Нови-Саде - Г. Македонский. Если в 40-50-е гг. творч. направление каждой труппы определялось деятельностью балетмейстера и труппы были разобщены, в последующие годы творч. связь между отдельными труппами возросла, репертуар обогатился, появились местные балетмейстеры. Наряду с многоактными балетами на сюжеты из истории, фольклора, совр. жизни Югославии, использовавшими элементы нац. хореографии, ставились одноактные (часто бессюжетные) балеты на клас-сич. музыку, балеты зарубежных композиторов, в т. ч. и сов. балеты. В числе ведущих артистов балета Югославии - М. Славенска (Чорак), М. Мискович, И. Биегович, С. Кастл, В. Костич, К. Обрадович, Р. Парнел, М. Санина, Д. Сифниос, 3. Степан, Н. Лотка, М. Момчилович, М. Спаремблек, Д. Трни-нич и др.
Илл. см. на отдельном листе к стр. 1025-1026.
Лит.: М аг i n k о v i c-R а k ic В., Nikolajevic R., Ballet yougoslave, Beograd, 1958. E. С.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое югославский
Значение слова югославский
Что означает югославский
Толкование слова югославский
Определение термина югославский
yugoslavskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |