Театральная энциклопедия - шумская
Шумская
шумская
ШУМСКАЯ, Елизавета Владимировна (р. 12. IV. 1905) рус. сов. артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 солистка Моск. обл. оперы под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 Саратовского т-ра оперы и балета. С 1944 солистка Большого т-ра. Ш. обладает лёгким голосом серебристого тембра, музыкальностью, виртуозно владеет вокальной техникой. Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой.
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950), Панночка ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно), Виолетта, Ми-каэла, Чио-Чио-сан и др.
Лит.: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 [Буклет]; Большой театр СССР. Опера и балет, М., 1958.
Гал. Б.
И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков; 7(19).X. 1820, Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. актёр. Воспитанник Моск. театр. уч-ща; был любимым учеником М.-С. Щепкина. Тесное общение с семьёй Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва и литературы оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещё учеником, он сыграл в Малом т-ре ряд ролей ;исполнение роли Добчин-ского ("Ревизор", 1836, первая пост. в Москве) получило одобрение В. Г. Белинского. В 1841, после окончания уч-ща, Ш. был принят в труппу Малого т-ра. До 1847 выступал преим. в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли: Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца",
"Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница" Фёдорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N ("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где играл гл. роли. В 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых значит, образов Ш.: Кочкарёв ("Женитьба", 1850), Загорецкий ("Горе от ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин
("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в Москве), Кречинский (1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась высоким мастерством, артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна, согрета искренним чувством. Актёр рационалистич. склада, Ш. с особым вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности, тонкости отдельных штрихов, деталей. Чёткостью внешнего и внутр. рисунка отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутр. преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики, успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой голос). Актёр "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах Островского, а также в произв. др. рус. и западноевроп. драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На всякого мудреца...", 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869).
Лучшие роли: Добротворский ("Бедная невеста", 1853), Оброшенов ("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда - хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя, 1861), Плюшкин ("Мёртвые души", 1877), Шприх ("Маскарад", 1862), Тропачёв ("Нахлебник" Тургенева, 1862), Пустозёров ("Мишура" А. Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского, 1863), Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и Че-рёмухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872, Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский цирюльник", 1856, и "Женитьба Фигаро", 1868, Бомарше), мистер Форд ("Виндзорские проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др.
В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории; пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869).
Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ, 1852, т. 3, ј 6, с. 1-8; Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический этюд), "Искусство",. 1883, ј 43, с. 517-19; Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ". Сезон 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шумская
Значение слова шумская
Что означает шумская
Толкование слова шумская
Определение термина шумская
shumskaya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |