Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - чехословацкий

 
 

Чехословацкий

чехословацкий
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР. Возникновение самостоятельного бурж. гос-ва Чехословацкой республики (1918) привело к объединению т-ров Чехии и Словакии (историю развития т-ра до 1918см. ст. Словацкий театр и драматургия и Чешский театр}. Чеш. и словацкий т-ры, принимавшие участие в борьбе своих народов за независимость, получили благоприятные условия для развития. К ранее существовавшим Нац. т-ру и Гор. т-ру на Внноградах в Праге, Чеш. Нац. т-ру в Брно, Нац. т-ру в Пльзене прибавились вновь организованные Гор. т-р в Брно (1919), Словацкий Нац. т-р в Братиславе (1920), Гор. т-р в Оломоуце (1920) и др.
Кроме проф. т-ров, развивается широкая сеть пролетарских самодеят. коллективов. Еще в 1911 было организовано театр. объединение "ДДОЧ" (Союз рабочей театр. самодеятельности). После возникновения в 1921 Коммунистич. партии Чехословакии, "ДДОЧ", включавший 500 рабочих коллективов, становится одной из форм массовой пролетарской пропаганды. С поисками новых, более действенных театру форм связано создание реж. И. Гонзлел и поэтом И. Зороп "Дедрасбора" (Рабочий драматич. ансамбль), знакомившего рабочую аудиторию с революц. поэзией. В 1921 возникает Пролеткульт, членами к-рого становятся "Дедрасбор" и "ДДОЧ". В 1920 создается проф. т-р "Революционная сцена" (рук. Э. А. Лонген, пост. здесь в том же году пролог "Мистерпи-Буфф" Маяковского). В 1921 возникает т-р "Соцпалистич. сцена". Эта организация привлекала пролетарского зрителя в проф. т-ры. Деятельность чехословацких т-ров в 1918-38 во многом определялась вкусами бурж. зрителя. В то же время, вопреки официальной политике, прогрессивные театр. деятели страны стремились создавать антибурж. по направленности, спектакли, вели борьбу за высокое театр. иск-во. В Нац. т-ре в Праге были пост.: "Из жизни насекомых" (1922, 1926, 1932), "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938), "R. U. K." (1920, 1939) K. Чапека, "Дитя" Шальды (1923), "Ромео и Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий Цезарь" (1936) Шекспира. В Т-ре на Виноградах, наряду с пьесами Ф. Веде-кинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др., ставились:
"Зори" Верхарна (1920), "Гуситы" Дворжака (1920), "Средство Макропулоса" (1922, 1927), "Разбойник" (1928), "R. U. R." (1929) K. Чапека, "Периферия" Лангера (1925), "Двенадцатая ночь" (1923), "Сон в летнюю ночь" (1933), "Отелло" (1930), "Фауст" (1932);
"Яношик" Магена (1922), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1936) и др.
Возникают новые проф. и полупроф. революц. т-ры. В 1925 был организован "Освобождённый театр", где режиссёр И. Гонзль ставил своеобразные по форме политич. ревю антибурж. направленности. Основными исполнителями этих ревю были актёры
fi. Bo.cnofien и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек. В 1933 создан т-р "Д-34", стремившийся пропагандировать принципы пролетарского иск-ва. Руководитель т-ра Э. Ф. Буриан привлёк к деятельности "Д-34" литераторов, актёров, певцов, танцовщиков, музыкантов, художников. В спектаклях этого т-ра использовались новые средства сценич. выразительности, они отличались мастерством сценич. речи, выразит, пластикой, музыкальностью, новаторскими принципами сценич. мастерства. На деятельность т-ра "Д-34" оказал влияние сов. т-р и особенно творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Прогрессивные тенденции проявились и в деятельности гос. т-ров. В Т-ре на Виноградах были пост.: "Виринея" по Сей-фуллиной (1927), "Поднятая целина" по Шолохову (1933), "Гибель эскадры" (1937); в Нац. т-ре - "Дорога цветов" Катаева (1935), "Платон Кречет" (1936), "Васса Железнова" (1937); в Гор. т-ре в Оломоуце - "Оптимистическая трагедия" (1936); в т-ре в Кладно- "Цемент" по Гладкову (1927).
Развитие чеш. актёрского иск-ва характеризовалось стремлением к более углублённому психологич. раскрытию сценич. образа. Это нашло выражение в творчестве актёров: В. Выдры, 3. Балдовой, Л. До-сталовой, Р. Тумы, Б. Карена, 3. Штепанека, О. Шейн-пфлуговой, Ф. С.чолика, Я. Прухи. В 1918-39 появляются новые режиссёры: К. Г. Гилар, ставивший в 1921-35 спектакли в Нац. т-ре (Прага); И. Фрейка, один из создателей "Освобождённого т-ра", работавший с 1929 в Нац. т-ре (Прага); Я. Квапил, развивавший принципы психологич. т-ра; Я. Бор, уделявший большое внимание рус. классич. драматургии, инсценировкам романов Л. Н. Толстого ("Анна Каренина") и Ф. М. Достоевского ("Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"). Режиссёры революц. т-ров: И. Гонзль, Буриан, В. Гамза, А. Курш - в Праге; И. Бездичек, А. Подгорский, И. Скршиван - в Брно; Я. Шкода, К. Палоуш - в Остраве; О. Стпи-бор - в Оломоуце, переосмысливая достижения сов. т-ра, боролись за политическую остроту театрального искусства и его активное воздействие на широкие слои зрителя.
В 1918-39 происходит формирование чехословацкого декорац. иск-ва, к-рое становится одним из важнейших компонентов т-ра. Широкую известность получают художники: В. Гофман, Ф. Трестр, Ф. Зеленка, Ф. Музика, Я. Сладек, И. Вениг, И. Чапек, И. Лада, И. Габриел, Я. Зрзавы, М. Коуржил. Рост театр. иск-ва в эти годы связан с появлением театр. критики (3. Неедлы, Ю. Фучик, Б. Вацлавек, К. Конрад, М. Майорова и др.).
Словацкий т-р в 1918-39 встаёт на путь борьбы за проф. мастерство. В 1920 открылся Словацкий Нац. т-р (Братислава), в к-рый входили четыре труппы (оперная, балетная, опереточная, драматическая). Но из 188 драматич. спектаклей, пост. в 1920-25, только 27 исполнялись на словацком яз. В 1936 была выделена самостоят, словацкая труппа, к-рая до 1939 выступала совм. с чеш. на сцене Словацкого Нац. т-ра. Словацкие актёры ставили произведения нац. авторов, слав. драматургов и зап.-европ. классику:
"Мать" (1922), "Путаница в имении" (1924, 1928), "Софья Зузи" (1925), "Герой" (1929), "Новая жизнь" (1932), "Женский закон" (1938) И. Тайовского; "Последняя симфония" (1930), "Король Святоплук" (1935) П. Сто доли; "Проволочник" (1926), "Приключения при дожинках" (1936) Я. Паларика; "Ирод и И po диада" Гвездослава (1937); "Проделки Скапена" (1922), "Гамлет" (1931), "Тартюф" (1936), "Двенадцатая ночь" (1936), "Сон в летнюю ночь" (1938). Были пост. пьесы сов. драматургов: "Квадратура круга" (1931) и "Дорога цветов" (1936) Катаева, "Страх" (1933) и "Портрет" (1935) Афиногенова, "Васса Железнова" (1937).
Одновременно с проф. т-ром в Словакии происходит развитие разнообразных форм театр. самодеятельности, центром к-рой становится город Мартин. В 1922 здесь создаётся Союз театр. любителей Словакии, к-рый издаёт свой журнал. В 1918-39 выдвигаются актёры с яркой индивидуальностью - А. Багар, Г. Арбет, И. Келло, О. Бородачова-Орсаго-ва. Вначале словацкую труппу возглавлял режиссёр Я. Бородач, к-рый тяготел к пспхологич. т-ру, высоко ценил иск-во МХТ. Позднее здесь работали реж. В. Шульц, Я. Ямницкий.
В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы т-ров сокращаются. Мн. т-ры закрываются оккупац. войсками. Из репертуара были изъяты пьесы авторов тех стран, с к-рыми гитлеровская Германия вела войну (рус. классика, Шекспир и др.). В концентрационные лагеря были заключены многие прогрессивные театральные деятели Буриан и др.), в нацистских застенках погибли Стпбор, Скршпван, Вап-чура и др. В США эмигрировали Верих, Восковец, Ежек.
После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) правительство ликвидировало частные театр. антрепризы, были определены основные принципы новой театр. системы: т-ры перешли в ведение республиканских, областных и гор. управлений (Советов), армии, профсоюзов, Союза чеш. молодёжи. Театр. иск-во было поставлено на службу широкому зрителю, проходила активная демократизация т-ра. В 1945 созданы театр. коллективы: Реалистич. т-р (позднее им. Неедлы), "Т-р им. 5 мая", "Т-р сатиры" - в Праге; "Сельский т-р", обслуживающий сельского зрителя, организован театр. ин-т, учебный т-р "Диск" и др. В 1948 принят Закон о т-ре. В 1948-53 усилилась борьба за новую драму, к-рая рождалась совм. усилиями коллективов т-ров и молодых драматургов. Появились спектакли, посв. теме труда и рабочему классу: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани (1949, т-р "Д-34"), "Духцовский виадук" Цаха (1950, Реалистич. т-р им. Неедлы), "Орденоносцы" Стеглика (1953, Т-р им. Тыла, Пльзень). Национальный традиц. жанр сказки использовался для выражения идей современности в спектакле "Шутки с чёртом" Дрды (1945, Нац. т-р, Прага). В пост. классич. драматургии проявилось стремление к отражению современности. Так были решены спектакли: реж. Гонзлем-"Ян Гус" Тыла (1945), "Мариша" бр. Мршти-ков (1948), "Мещане" (1949) - в Нац. т-ре в Праге;
Бурианом - "Ромео и Джульетта" Шекспира (1945)- в т-ре "Д-34"; Хофбауэром - "Макбет" (1948)- в Гор. т-ре в Пльзене; Фрейкой - "Достигаев и другие" (1948)- в Гор. т-ре на Виноградах; Куршем - "Кут-но горские рудокопы" (1949)- в Гос. т-ре Остравы;
Шкодой - "Доходное место" (1950) - в Нац. т-ре в Праге; Палоушем - "Гроза" (1951) - в Реалистич. т-ре им. Неедлы; Штепанеком - "Мать" К. Чапека (1953) - в Художеств, т-ре армии (Прага). Значит. событием театр. жизни явилась пост. "Кремлёвских курантов" (1946) в Нац. т-ре в Праге, где впервые в истории Чехословакии актёр Пруха создал образ В. И. Ленина.
Интерес актёров к системе Станиславского нашёл выражение в конференции, посв. теоретич. наследию Станиславского (1951, Прага).
Одновременно с положит. явлениями в деятельности Ч. т. имели место ошибки. Администрирование, нивелирование творч. индивидуальностей, забвение традиций чехословацких революц. т-ров 30-х гг. ограничивали творч. развитие т-ра, вели к ослаблению его воздействия на зрителя. Декларируя своё стремление к активному вмешательству в новую жизнь, т-р на практике всё больше уходил от неё, теряя связь со зрителем.
Решения XX съезда КПСС и конференция КПЧ (1956) оказали благотворное воздействие на обществ. жизнь Чехословакии, помогли деятелям т-ра осмыслить допущенные ими ошибки, увидеть перспективу развития. С 1956 художеств. деятельность т-ров становится особенно активной, ведутся поиски новых сценич. форм, полнее раскрываются творч. индивидуальности актёров и режиссёров. Спектакль "Такая любовь" Когоута (1957) в Реалистич. т-ре им. Неедлы ставил нравств. проблемы, волнующие человека нового социалистич. общества. В спектакле "Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой" Незвала (1957, Нац. т-р, Прага) приёмы аллегории и поэтич. метафоры используются для отражения проблемы мира и войны.
Т-ры обращаются к освоению творч. опыта 20-80-х гг. Реж. Буриан в 1956-58 восстанавливает в т-ре "Д-34" лучшие спектакли 30-х гг. ("Швейк" по Гашеку, "Трёхгрошовая опера" Брехта, "Опера на ярмарке", "Крысолов" по Дыку и др.). В репертуар т-ров включаются пьесы В. В. Вишневского ("Оптимистическая трагедия", 1958, Нац. т-р, Прага; "Первая Конная", 1959, Гос. т-р, Брно); В. В. Маяковского ("Мистерия-Буфф", 1960, там же); Б. Брехта ("Мамаша Кураж неё дети", 1958, Т-р им. Неймана, Прага). В 1957 был создан Союз творч. работников т-ра (Svaz ceskoslovensky divadelni on unfelcu), к-рый ежегодно проводит в Карлови-Вари фестивали, выпускает бюллетень "Дивадельни новины", журнал "Дивадло".
Событием театр. жизни Чехословакии стали спектакли: "Августовское воскресенье" Грубина (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Полуночная месса" Карваша (1961), "Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1964); "Конец масленицы" Топола (1964), "Из жизни насекомых" К. Чапека (1965)-в Нац. т-ре (Прага); "Гость" Ашке-нази (1962), "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку (1963), "Золотая карета" Леонова (1965)- в Т-ре на Виноградах, "Игра любви и смерти" Рол-лана (1965)-в пражском Камерном т-ре; "Мистерия-Буфф" Маяковского (1962), "Война" по Буриану (1962), "Всеобщее пение петухов" (1962), "Преследование и убийство Жан Поля Марата" Вейса (1965) - в Гос. т-ре в Брно и др.
В 60-х гг. в Праге и Брно появился ряд небольших т-ров ("малые сцены"): "Рококо" (1957), Т-р на Заб-радли (1958), "Семафор" ("Семь малых форм", 1959), "Вечернее Брно" (1959), "Параван" (1960), Драматический клуб (1964), Т-р за Браной (1965).
В 1967 в Чехословакии - 65 т-ров с 83 труппами. Среди актёров старшего и среднего поколения: Л. Пешек, Досталова, Смолик, О. Шейнпфлугова, Б. Загорский, О. Крейча, Р. Лукавский, В. Фабианова, И. Шей-балова, В. Шмераль, К. Май, К. Гёгер, В. Храмостова и др. Борьба за определение творч. облика каждого т-ра привела к развитию иск-ва нац. режиссуры: Крейча, М. Махачек, Я. Плескот, К. Палоуш, Л. Писто-риус, В. Логницкий, В. Дудек, Е. Соколовский, А. Радок, О. Орнест, Я. Гросман, К. Новак, В. Гуде-чек, В. Адамек и др. Среди театр. художников Чехословакии: И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж, В. Нывлт, Ф. Трёстер, Васербауэр.
В 1944-65 было создано 11 словацких т-ров с 23 труппами. Среди них: Словацкий камерный т-р в Мартине (1944), Словацкий т-р в Прешове (1944), Новая сцена в Братиславе (1946), Т-р им. П. Илемниц-кого в Жилине (1946), Высшая сцена иск-в (1949) и др. Развитие получила словацкая драматургия. В Словацком Нац. т-ре пост. спектакли, посв. современности: "Буки подполянские" (1949), "Святая Варвара" (1953) Кралика; "Метеор" (1945), "Люди с нашей улицы" (1951), "Полуночная месса" (1959), "Антигона и другие" (1962), "Большой парик" (1965) Карваша; "Свежее древо" Буковчана (1954), "Мосты на восток" Мнячко (1954) .и др. Среди др. спектаклей: "Песня нашей весны" Будского (1956), "Кровавый суд. или Кутногорские рудокопы" Тыла (1956), "Ромео п Джульетта" Шекспира (1957), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галлилея" Брехта (1958); "Белая болезнь" Чапека (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Иванов" Чехова (1961); "Дачники" (1963); "Как вам это понравится" Шекспира (1965);
"Идиот" по Достоевскому (1965) и др. Словацкий Нац. т-р гастролировал в Сов. Союзе (1961) и в Польше (1962). Словацкую режиссуру представляют: И. Буд-ский, И. Лихард, К. Захар, Я. Какош, Т. Раковскип, И. Циел, И. Палка, П. Гаспра. В 1944-65 в словацком т-ре выросло новое поколение актеров:
М. Грегор, Ю. Пантик, Л. Худик, М. Губа, И. Кро-нер, К. Махата, В. Заборский, Ц. Фильчик, М. Кра-ловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова, В. Мюллер и др.; художники: Л. Выходил, П. Габор, В. Су-ханек.
Лит.: Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964; Padesat let mestskych divadel prazskych. 1907--1957, Praha, 1958; Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960; Ohst M., S с her l A., K dejinam ceske divadelni avantgardy. J. Honzl, Е. Burian Praha, 1962; Ji rane k J., Vit Nejedly. Z historie boju o novou, socialistickou kulturu, Praha, 1959; Divadlo S. K., Neumanna. 1948-1958, Praha, 1959; Ci s a r J., ivot, jevisti, Formovani ceske realisticke kritiky, Praha, 1962; K v a p i j J., O cem vim, cast 1-2, Praha, 1946-47; Vojta J.. Cesta k narodnimu divadlu Praha, 1958; Stepanek Zd.. Herec (Vzpominky narodniho umelce Zdenka Stepanka). Praha, 1961; Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha, l 961: F u-cik J., Divadelni kritiky, в его кн.: Dilo Julia Fucika, sv. 10, Praha, 1956; Honzl J., K novemu vyznamu umeni. J. Honzl. Divadelni uvahy a programy 1920-1952, Praha, 1956; Neumann S. K., O umeni, Praha, 1958; Ztvarnete skutecnost. Kurt Konrad, Praha, 1963; H o l z k n e с h t V., J. Jezek a Osvobozene divadlo, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy. Divadlo v socialisticke revoluci, Praha, 1961; B l a n d a O., Ladislav Pesek. Praha, 1964; D v o-r a k A., Jiri Plachy, Praha, 1964; Vrbka S., Julius Pan-tik, Praha, 1964; Herman Z., Valtr Taub, Praha, 1964;
Sucharipova H., Radovan Lukavsky, Praha, 1963;
UrbanovaA., Vitezslav Vejrazka, Praha, 1963; Ada m-cova A., Karel Hoger, Praha, 1962; Theater-Divadlo. Vzpominky ceskych divadelniku na nemeckou okupaci a druhou svetovou valku, Praha, 1965; Фучик Ю., О театре и литературе. Сб. статей, Л.-М., 1964; Солнцева Д., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962; ее же, Сцена и время, М., 1966. Л. Сол.
Музыкальный театр. Опера. Образование независимого бурж. чехословацкого государства - Чехословацкой республики - определило коренной перелом в развитии муз.-театр. культуры чехов и словаков. Установление творч. контактов и организац. сближение чеш. муз. т-ра с рождавшимся словацким муз. т-ром привело к образованию чехословацкой муз.-театр. культуры. Но при всей родственности оба т-ра сохраняют свою самобытность.
Вершина развития чеш. оперы связана с творчеством Л. Яначека. Он написал оперы: "Вылеты пана Броучка" (1920. Нац. т-р, Прага), "Катя Кабанова" по драме А. Н. Островского "Гроза" (1921, Брно), "Лисичка-плутовка" по мотивам рассказов Р. Тес-ноглидека (1924, там же), "Средство Макропулоса" по о. п. К. Чапека ,(1926, там же), "Из мёртвого дома" по роману Ф. М. Достоевского (1930, там же). Другим выдающимся чеш. композитором, писавшим для муз. т-ра, был Б. Мартину (15 опер и 10 балетов), творчество к-рого тесно связано с чеш. нар. муз. культурой. Среди его произв.: оперы "Игры о Марии" на духовные тексты и слова нар. поэзии (1934) и "Театр в предместье" (1936, Нац. т-р, Брно), поэтич. драма "Жюльетта" на текст франц. поэта Ж. Неве (1938, Нац. т-р, Прага), муз. комедия в стиле дель арте "Мирандолина" по Гольдони (1959, там же), муз. трагедия "Греческие пассионы" по роману греч. писателя Н. Казандзакиса (1959). С 1930-х гг. Мар тину писал также оперы для радио и телевидения:
"Голос леса" (1935, Пражское радио), "Комедия на мосту" (1937, там же), "Женитьба" по Гоголю (1953, Нью-Йорк, телевидение).
В 1924 композитор О. Еремиаш создал оперу "Братья Карамазовы" (1928, Нац. т-р, Прага) по о. п. Достоевского, О. Острчил - сказку "Иванушкино царство" (1934, Брно) на сюжет "Сказки об Иване-дураке и его двух братьях" Л. Н. Толстого. Среди др. произв. чеш. композиторов: сказка "Фонарь" В. Новака по о. п. Ирасека (1923, Нац. т-р, Прага), "Кумушка-смерть" Р. Карела (1933) на нар. сказочные мотивы, четверти-тоновая опера "Мать" А. Хабы (1931, Мюнхен; 1947, Нац. т-р, Прага), комич. опера "Переполох в Эфесе" Крейчи по "Комедии ошибок" Шекспира.
После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации (1945) муз. иск-во получило широкое развитие, в нём наметился процесс демократизации. Увеличилось число оперных т-ров в стране. Центр муз. иск-ва переместился из Чехии в Словакию. Создателями самобытных произв. для муз. т-ра явились словацкие композиторы Э. Сухонъ и Я. Циккер. Оба они учились у Новака в Пражской консерватории и восприняли лучшие традиции чеш. оперного иск-ва. Сухонь написал оперы: "Крутнява" (1949, Нац. т-р, Братислава; в СССР шла под назв. "Водоворот") и "Сватоплук" (1960, там же) на сюжет из мифологии. Циккер выступил как оперный композитор с драматич. легендой о жизни словацкого нац. героя, боровшегося против феодалов,- "Юро Яно-шик" (1954, там же). Вслед за ней появились оперы- "Бег Баязид" (1957, там же), "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого (1962, Прага) и "Мистер Скруг" по новелле Диккенса "Рождественская песнь" (1958), Вклад в словацкое оперное творчество внёс Л. Голо-убек, чех по происхождению, проживавший в Словакии. Он написал оперы - "Семья" (соч. 1960) и "Профессор Мамлок" (соч. 1966).
Из оперных произв. чеш. композиторов, появившихся после 1945, выделяются оперы Я. Гануша - "Пламенная" (соч. 1944) и "Факел Прометея" (соч. 1964) о жизни человечества в атомном веке; опера "Ромео, Джульетта и тьма" Фишера (1962) по одноим. новелле Я. Отченашека - об оккупации Чехословакии. Я. Пауэр написал комич. одноактную оперу "Болтливый слизняк" (1950) по сказке Д. Глоуха и историч. оперу "Сусанна Войиржова" (1956) по одноим. пьесе Я. Бора. В. Кащлик написал оперу "Кракатит" (1960) по роману Чапека -об ответственности учёных и изобретателей за их открытия.
Чехословацкие композиторы обращаются к рус. и сов. литературе - "Дурень" Фёрстера (1936, Нац. т-р, Прага) на сюжет "Сказки об Иване -дураке" Л. Н. Толстого, "Новая земля" Хабы (соч. 1936) по Ф. В. Гладкову, "Генерал Адамов" Гарашты (1945) по Б. А. Лавренёву.
Социальнс-революц. тематика нашла отражение в опере "Ткачи" В. Неедлы (соч. 1938) по одноим. драме Г. Гауптмана.
В стилистич. отношении чеш. оперное нск-во развивалось под воздействием творчества Яна чека. Это сказалось в стремлении к характерным интонациям, передающим особенности живой человеч. речи со всеми её индивидуальными чертами.
Оперетта в 1918-45 имела чисто коммерческий характер. После 1945 в этом жанре возникли творч. искания: перерабатывались комедии и водевили чеш. и иностр. авторов, создавались оперетты о совр. жизни чеш. и словацкого народов. Популярность получили: "Пани Марианка, мать полка" Трояна (1951), "Мельничиха из Гренады" (1954) и "Отпуск с Ангелом" (1955) Калаша, оперетты М. Махека. В Словакии - оперетты Г. Дусика, М. Новака и др. В целом чехословацкая оперетта развивается в направлении "мьюзикл" -муз.-сценич. произв., преим. комедийного характера, с использованием разнообразных жанров и выразит, средств современной эстрадной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы ("Праздник в Гарлеме" А. Фрида, соч. 1960, и др.).
Творч. успехи чехословацкого муз. т-ра связаны с лирич. комедийным т-ром малых форм, особенно с деятельностью пражского "Освобождённого театра", музыку к спектаклям к-рого писал композитор Я. Ежек. Традиции "Освобождённого т-ра" продолжали многочисл. "малые сцены" Праги и Брни.
В чехословацком муз. т-ре работали мн. выдающиеся исполнители. Во главе оперной труппы Национального т-ра в Праге в 1920-35 стоял дирижёр О. Острчил, объединивший талантливых мастеров сцены: реж. Ф. Пуймана, художников Ф. Киселу и В. Гофмана, а также ряд выдающихся певцов. После Острчила руководство т-ром перешло к В. Талиху. В Национальном т-ре Праги работали дирижёры - О. Еремиаш, К. Недбал, Я. Пауэр, Я. Сейдель; певцы-В. Зитек, М. Подвалова, М. Тау-берова, М. Красова, В. Беднарж, Э. Гакен и др. В оперном т-ре Брно работали дирижёры - Ф. Нейман, 3. Халабала, Ф. Йилек, реж. М. Вассербауэр; в Братиславе - О. Недбал и К. Недбал. Среди худ. руководителей небольших оперных коллективов - Б. Лишка (с 1955 руководит оперой в Пльзене);
Р. Вашата (в 1949-56 руководил оперой в Остраве, с 1960 - в Либерце) и др. В области оперетты и муз. комедии ведущее положение занимал актёр, режиссёр и театр. антрепренёр О. Нови.
Перед 2-й мировой войной в Чехословакии существовали муз. т-ры в Праге, Брно, Братиславе, Ко-шице, Пльзене, Либерце, Остраве, Опаве и Оломоуце. После 1945 были созданы оперные т-ры в Усти над Лабой, Банска-Бистрице и т-р оперетты в Теплице. В 1966 в Чехословакии работало 14 оперных и 8 опереточных коллективов. Мн. т-ры (Чехословацкий национальный театр. Чехословацкий театр на Виногра-дах, Т-р И. К. Тыла в Пльзене и др.) объединяют оперную, опереточную, балетную и драматич. труппы. Эти коллективы поочерёдно выступают на двух и более параллельно работающих сценах.
Идейно-художеств. вопросами т-ра занимается муз.-драматич. секция Союза чехословацких театр. работников и секция крупных сценич. форм Союза чехословацких композиторов. Вопросы чехословацкой муз.-театр. культуры рассматриваются на страницах ежемесячного журнала "Дивадло" ("Театр") и "Гудебни розгледи" ("Музыкальное обозрение", издание Союза чехословацких композиторов). Ир. Б.
Балет. После образования Чехословацкой республики (1918) организуются балетные труппы в Братисяаве, Брно, Остраве, Оломоуце, к-рыми руководят балетмейстеры В. Калина, М. Цвеич, Э. Габз-дил, И. Юдл. Создаются частные балетные школы. В репертуары т-ров вводятся балеты на муз. чеш. композиторов: Б. Мартину ("Иштар", 1924, Нац. т-р, Прага; "Кто на свете всех сильнее", 1924, балетная труппа в Брно; "Мятеж", 1926, там же), В. Новака ("Никотина" - пантомимы, 1930; "Синьорина Молодость",1933, Прага). Получают известность чеш. танцовщики и балетмейстеры И. Енчик, С. Махов, И. Псота.
В 1945, после освобождения страны от нем.-фашистских захватчиков, организуются балетные т-ры в городах: Пльзене, Опаве, Кошице, Ческе-Будейо-вице, Кладно, Усти над Лабой. В 1948 возникают танц. ансамбли (Чехословацкий Гос. ансамбль песни и танца, словацкие ансамбли "Слук" и "Лучница" и др.). В 1946 в Праге, Братиславе и Брно при консерваториях организуются хореографич. отделения. В 1949 в пражской Академии иск-в создана кафедра хореографии.
В 1946-51 балетную труппу праж. Нац. т-ра возглавил Махов, труппу Т-ра оперы и балета им. Яначе-ка в Брно в 1947-51-балетм. Нсота. Махов привлёк к работе в Нац. т-ре лучших композиторов, либреттистов, художников. Особенности чеш. хореографич. школы наиболее полно раскрываются в спектаклях, построенных на реалистич. драматургии, с большим количеством игровых сцен. Появляются балетные спектакли, разнообразные по стилю и творч. манере, отличающиеся высокой культурой сценич. оформления. Совм. с балетным критиком и теоретиком Я. Реймозером и комп. 3. Востржаком Махов пост. балеты по лит. произведениям чеш. классиков: "Философская история" по А. Ирасеку (1949), "Виктор-ка" по книге Б. Немцове и "Бабушка" (1950). Спектакли'отличались разнообразием хореографических приёмов, тонкой психологической разработкой характеров.
В Нац. т-ре были пост. балеты: "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1956), "Спартак" (1957); "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958), "Юность" Чулаки (1959), "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Легенда о любви" Меликова (1963), "Последний одуванчик" Васка (1965). Среди ведущих танцовщиков труппы Национального т-ра: М. Кура, О. Скалова, М. Дротнерова, В. Шилганова, Я. Петржик, Р. Ма-залова, И. Блажек, О. Шанда; здесь работают балетмейстеры: И. Блажек, А. Ланда, К. Тот. С 1958 труппой руководит И. Немечек.
Другой крупный балетный коллектив страны - труппа Словацкого Нац. т-ра в Братиславе, к-рой с 1961 руководит балетмейстер К. Тот, последователь сов. хореографич. школы. В этой труппе работают: Г. Герени-Старостова, И. Мначкова. Здесь пост. спектакли: "Красный мак" (1954); "Платочек" Кенешшеи (1955), "Тропою грома" Караева (1961), "Весна священная" Стравинского (1964).
Балетная труппа Т-ра оперы и балета им. Яначека (Брно) формировалась под рук. балетм. Псоты - мастера монументальных спектаклей, опытного педагога. Он осуществил первую пост. балета "Ромео и Джульетта" (1938), воспитал поколение чеш. танцовщиков, в т. ч. M. Kypy, к-рый руководил труппой с 1964. В труппе т-ра ученики Псоты: В. Авратова, В. Вагнерова, М. Фигарова, И. Нермут. В 1962-64 труппой руководил балетм. Л. Огоун, стремившийся к поискам новых танц. форм, выражающих совр. темы. Среди спектаклей балетного т-ра в Брно: "Ромео и Джульетта" (1947, 2-я ред.), "Пламя Парижа" (1958), "Баллада о моряке" Крижека (1962), "Голубая рапсодия" на муз. Гершвина (1962), "Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича (1962).
В 1964 создана балетная труппа "Новый балет Праги" (организаторы Огоун и П. Шмок). Эта камерная экспериментальная труппа разрабатывает новые хореографич. формы, ищет новые выразит, средства. Труппа подготовила -2' программы из 9 одноактных балетов на муз. Г. Малера, Б. Бартока, К. Дебюсси; спектакль "Хиросима" на муз. В. Букови (1964, балетм. Огоун).
В 1965 труппа выезжала на гастроли (ГДР, Италия, Австрия, СССР).
Лит.: SchmidovaL., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. Я. Ulep.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чехословацкий
Значение слова чехословацкий
Что означает чехословацкий
Толкование слова чехословацкий
Определение термина чехословацкий
chehoslovackiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины