Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - французская

 
 

Французская

французская
ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывалась на основе первичных форм сценич. действа церков-но-ритуального и народно-обрядового. Самый ранний образец литературно оформленного драматургич. текста литургич. драма "Жених, или Девы мудрые и девы неразумные" (11 в.), к-рая разыгрывалась в церкви в цикле пасхальных инсценировок. Действенный элемент этой литургич. драмы заключался в диалогах двух полухорий "мудрых" и "неразумных" дев, символически олицетворявших собой благочестие и нерадение. Церковное действо нарушалось комич. и бытовыми эпизодами, а латинская речь перемежалась репликами, произносимыми на провансальском диалекте. "Вольности", проникавшие в литургич. драму, противоречили строгому духу церковной службы и привели к запрещению показа литургич. драмы внутри храма. Но и перенесённая на паперть литургич. драма сохраняла религиозную тематику и оставалась под контролем церковных властей. Яркий образец второго этапа в развитии этого жанра "Действо об Адаме" безымянного автора 12 в., написанное на норманнском диалекте франц. яз. Эта стихотворная инсценировка библейских эпизодов содержала острые драматич. ситуации, попытки обрисовки характеров. Сохраняя строгую религиозную мораль, "Действо" в отдельных местах смыкалось с бытом, включало развёрнутые карнавально-комедийные сценки (изображение ада).
От народно-карнавальной ветви франц. ср.-век. т-ра получила развитие светская Ф. д., наиболее ярко представленная пьесами "Игра в беседке" (ок. 1262) и "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) Адама де ла А ля. Эти пьесы, возникшие в атмосфере площадного карнавала, были свободны от официальной церковной идеологии и пронизаны праздничным духом нар. увеселений с их бесстрашными сатирич. насмешками, вольным переходом из области быта в область фольклорной фантастики сельских игр. Но ранние ростки народно-комедийной Ф. д. не получили развития из-за Столетней войны (1337-1453) и связанного с ней упадка городской культуры. Широкое распространение получил (13 в.) новый жанр религиозной драматургии - миракль., сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением "чудес" святых ("Игра о св. Николае" Ж. Боделя, 1200, "Миракль о Теофиле" Рютбёфа, ок. 1261). В своём последующем развитии миракль переходит к показу более широкой социальной картины, нередко критикует феодальные нравы с позиций строгой бюргерской морали ("Миракль о Роберте-дьяволе" и др. из сб. "Сорок мираклей девы Марии", 14 в.).
Наиболее всеобъемлющим жанром ср.-век. Ф. д., связанным с новым подъёмом городской культуры, была мистерия, воспринявшая опыт религиозной драмы и вместе с тем включавшая комедийные эпизоды, к-рые стали одним из исходных моментов возникновения фарса. Мистерия в жанровом отношении представляла собой сложное переплетение религиоз-но-патетич., комедийно-бытовых и пародийно-буффонных мотивов. Вмещая многочисл. драм. сюжеты, мистерия охватывала события от "сотворения мира" до современности. Основанная на церковной лит-ре мистериальная драматургия оформилась в три цикла:
"Ветхозаветные мистерии", "Мистерии Нового завета" (наиболее значит, из них - "Мистерия страстей господних" А. Гребана, сер. 15 в.) и "Мистерии апостольских деяний". Помимо религиозных мистерий, существовали т. н. светские мистерии, написанные на историч. сюжеты. Замечательный образец этого жанра - "Мистерия об осаде Орлеана" (15 в.). Сохраняя религиозную идею о небесной предопределённости человеческих поступков, это произв. с большим числом историч. персонажей, богатое мн. событиями, давало яркую картину героич. защиты Орлеана от захватчиков-англичан.
В 15 в. широкое распространение получил жанр моралите - дидактич. пьеса с аллегорич. персонажами. Показывая явления жизни, моралите утверждало принципы религиозной морали, осуждало пороки и пропагандировало христианские добродетели. В нек-рых моралите обличалась распущенность представителей высших слоев общества, сочувственно изображалось бедственное положение масс ("Благоразумный и неразумный", 1436, "Торговля, ремесло, пастух", 1442, "Осуждение пиршеств" Н. де ла Шене, 1507). Реалистич. и сатирич. тенденции ср.-век. Ф. д. получили наиболее полное выражение в фарсе и примыкавшем к нему жанре комедийных пьес - соти (напр., "Игра о принце дураков и дурацкой матери" П. Гренгора, 1512). Подлинно нар. жанр, фарс связан в своих истоках с иск-вом бродячих народных актёров, жонглёров и карнавальными импровизациями. Формируясь внутри мистерии в виде комич. сценок-интермедий, фарс стал к сер. 15 в. самостоятельным жанром, ознаменовавшим победу нар. реалистич. направления во Ф. д. над религиозным. Многочисл. франц. фарсы (лучший из них - "Фарс об адвокате Патлене", 15 в.) с чисто галльским остроумием высмеивали хвастливость феодальной военщины, тупость судей, жадность богачей, развращённость и ханжество монахов. Этим сатирически очерченным персонажам противопоставлялся умный, ловкий простолюдин, к-рый побеждал своих противников с помощью хитрости, утверждал торжество здравого смысла, нар. смётки. Фарс заложил основу развития франц. нац. комедии.
Ф. д. эпохи Возрождения развивалась в традициях раннего классицизма. и носила преим. академии, характер; это сказалось, в частности, в отрицании жанров нар. ср.-век. т-ра. Франц. авторы - гуманисты 16 в. стремились создать драматургию по образцам античных трагедий и комедий (трагедия "Пленённая Клеопатра" и комедия "Евгений" Э. Ж о деля, обе в 1552; комедии Ж. Гревена, Р. Белло, Ж. Л а Тая и др.; трагедии Р. Гарнъе на античные и библейские сюжеты, комедии П. Лариве, использовавшего сюжеты и приёмы итал. драматургии, и др.). Эти произв. были проникнуты героич. и антиаскетич. тенденциями. Недостатками новой драматургии были утеря связи с традициями нар. т-ра, отказ от нац. театр. форм, подражание античным и итал. образцам. Ф. д. эпохи Возрождения, рассчитанная на учёную и аристокра-тич. аудиторию, была чужда нар. т-ру. Трагедии периода религиозных войн (2-я пол. 16 в.) строились на мрачных "кровавых" сюжетах в духе Сенеки. Авторы комедий сохраняли ренессансное жизнелюбие, но утверждали гедонистич. отношение к жизни, подчёркнуто чувственно изображали совр. нравы.
В нач. 17 в. появились пьесы, в к-рых старые ср.-век. формы сочетались с принципами гуманистич. драмы. Такие пьесы писал одиниз популярных драматургов этого времени А. Арди, создатель много-числ. трагикомедий, трагедий и пасторалей, постоянный драматург т-ра "Бургундский отель".
В это время любимым жанром аристократич. публики становится пастораль, воспроизводившая в поэтич. сюжетах и образах идеализированный мир рыцарского благородства и прециозной красоты (пасторали О. Ракана, Ж. О. Гомбо, Ж. Скюдери, П. Дюрийе). Основываясь на традициях фарсовой драматургии и используя опыт исп. плутовской новеллы, писал свои бурлескные комедии П. Скаррон, предназначавший большинство из них для популярного буффонного комика Жодле.
Новый период в развитии Ф. д., начавшийся с 30-х гг. 17 в., связан с эпохой утверждения абсолютизма и формирования стиля классицизма. Нац. характер классицистской драматургии определялся стремлением её авторов выражать в форме героич. трагедии и сатирич. комедии живое содержание совр. действительности, осн. конфликты времени. Классицизм на первом, исторически прогрессивном этапе развития абсолютизма имел общественно положит. значение. Утверждая главенство интересов гос-ва над интересами отдельной личности, подчинение страстей человека его разуму и долгу, классицизм, несмотря на присущую ему сословную ограниченность, выдвигал идею служения обществу, гуманистич. мораль. Создатели классицистской теории драмы, придерживаясь рационалистич. эстетики, требовали строгого разграничения жанров трагедии и комедии, типологич. характеристики образов, соблюдения законов трёх единств (единства места, времени и действия), чёткости композиционного построения, единого стихотворного размера (александрийский стих).
Классицистская трагедия, подготавливавшаяся творчеством А. Монкретъена, Ж. Ротру, Ж. Мере, получила высшее выражение в творчестве П. Корне-ля, утвердившего новый жанр героич. трагедии, значительной по содержанию, совершенной по своей поэтич. форме. Лучшие трагедии Корнеля - "Сид" (1636), "Гораций" (1640), "Никомед" (1651) - пронизаны пафосом гражданских идеалов, выражают благородные душевные порывы героев, в них сталкиваются в острой открытой борьбе носители идеалов нравственности, чести, патриотич. доблести и преступные, честолюбивые натуры. Гуманистич. этика отличала творчество др. великого драматурга этого времени - Ж. Расина, в трагедиях к-рого обличение эгоистич. страстей, -деспотич. произвола сочеталось с прославлением моральной стойкости, личного достоинства человека - "Андромаха" (1667), "Федра" (1677), "Го-фолия" (1691) и др. По сравнению с драматургией др. стран Зап. Европы 2-й пол. 17 в. Ф. д. наиболее глубоко раскрывала внутр. мир человека, выражала языком высокой поэзии сложные душевные переживания героев.
Создателем нового типа классицистской комедии был Мольер, величайший франц. драматург, положивший начало новому этапу развития мировой драматургии. Сохраняя и развивая лучшие стороны эстетики классицизма, Мольер сделал решительный шаг к реализму. Разрушив характерное для этой эстетики представление о комедии как о низменном жанре, Мольер создал т. н. высокую комедию - "Школа жён" (1662), "Тартюф" (1664-65), "Дон Жуан", "Мизантроп" (обе в 1665), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Плутни Скапена" (1671) и др. Развивая реа-листич. и сатирич. традиции нар. фарса, он внёс в комедию гуманистич. идейность, сблизил её с действительностью. Изображая социальные пороки аристократии и буржуазии, Мольер противопоставил им просвещённые взгляды разумных буржуа и гл. обр. моральную силу народа, его здравый смысл, оптимизм. Комедии Мольера сохраняли мн. черты нар. т-ра - динамизм, фарсовую красочность характеристик, карнавальные финалы, бытовые сюжеты. Творчество Мольера выдвинуло франц. комедиографию на передовые позиции по отношению ко всей европ. драматургии, способствовало формированию реалистич. комедии почти во всех странах Зап. Европы.
На рубеже 17-18 вв. традиции мольеровской сатиры, в нек-рой степени сохранившиеся в комедиях Ж. Ф. Реньяра, Ф. Данкура, Ш. Дюфрени, получили социально заострённое выражение в комедии А. Р. Лесажа "Тюркаре" (1709), обличавшей паразитизм дворянства, хищничество буржуазии. Лирич. стихия комедий Мольера в значит, мере определила стилистику драматургии П. Мариво, к-рый ввёл в комедийный жанр тонкий психологизм Расина, моральные принципы раннего просветительства, создал новый тип изящной поэтич. комедии - "Игра любви и случая" (1730) и др.
Бурный рост обществ, противоречий определил просветительский этап в развитии Ф. д. Франц. просветители, способствовавшие консолидации третьего сословия, идеологич. подготовке к революц. свержению феодального строя, боролись за создание нового театр. иск-ва, используя лучшие традиции героич. трагедии'и сатирич. комедии 17 в. Жанр классицистской трагедии развивал и обогащал Вольтер, обличавший в пьесах "Заира" (1732), "Магомет..." (1741) политич. деспотизм, религиозную нетерпимость. Как эпигон классицизма выступил П. Кребийон, создававший свои произв. по нормам "трагедии ужасов" и ориентировавшийся на аристократич. аудиторию.
Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургич. жанр - т. н. мещанскую драму, создателями к-рой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произв. драматургии к повседневной действительности. Осн. содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя своего положит. героя - буржуа - высокими гражданскими и моральными добродетелями, драматурги-просветители вносили в свои произв. черты идилличности и дидактизма. Особенно показательным в этом отношении был жанр "слезной комедии)), создатели к-рого П. К. Ни-вель де Лашоссе и Ф. Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и англ. мещанской драмы, пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами и буржуазией.
Недостатки мещанской драмы и "слёзной комедии" были преодолены в комедиях П. О. Бомарше "Севиль-ский цирюльник" (1775) и "Женитьба Фигаро" (1784), в к-рых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики. В центре обеих комедий - деятельный, остроумный человек из народа, борьба к-рого за своё личное и гражданское достоинство была ярким проявлением критич. отношения масс к социальному произволу, моральной распущенности дворянского общества в канун революции. Комедии Бомарше обладали огромной силой сатирич. обличения, ярким оптимизмом, революц. темпераментом.
Героич. и гражданственные устремления просветительской драматургии с наибольшей силой раскрылись в период франц. бурж. революции конца 18 в. Трагедии М. Ж. Шенье, проникнутые антифеодальным пафосом ("Карл IX", 1789, "Генрих VIII", 1791, "Жан Калас", 1791, "Кай Гракх", 1792), были образцами драматургии революц. классицизма. Во время революции развивается жанр "высокой комедии" ("Филинт, или Продолжение "Мизантропа"" Фабра д'Эглантина, 1790), в к-рой дано революционно-демо-кратич. решение моральных проблем, поставленных революцией. Развитие получили агитационные злободневные пьесы. В годы якобинской диктатуры создаются аллегорич. пьесы-оратории, воспевавшие подвиги народа, разум, республику, свободу и равенство ("Лагерь у Гран-Пре, или Триумф Республики" Шенье, 1793), политич. памфлеты, фарсы ("Страшный суд над королями" Марешаля, 1793).
В годы революции сформировались жанры мелодрамы и водевиля. Революц. мелодрама ("Монастырские жертвы" Ж. М. Монвеля, 1791, "Робер, атаман разбойников" Ж. А. Ф. Лагмартельера, 1792) обличала преступления свергнутого строя. Эмоциональность, резкая контрастность положительных и отрицательных героев определялись пафосом негодования против носителей угнетения. Политич. сатирой и патриотизмом насыщен и водевиль революц. лет.
Борьба разнородных обществ, тенденций во Ф. д. резко выявилась в условиях бурж. строя нач. 19 в. Классицистская трагедия проникается реакц. идеями, становится оплотом консервативного направления в т-ре (драматурги Ф. Ренуар, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). Мелодрама теряет своё бунтарское содержание, социальные конфликты подменяются моральными, обличение политич. преступлений уступает место изображению злодеяний отдельных личностей (мелодрамы Г. Пиксерекура, Л. Ш. Кенъе}. Но в то же время жанр мелодрамы сохраняет нек-рые демократич. элементы; в лучших пьесах этого жанра (В. Дюканж, А. Ф. Ден-нери) проявляется сочувствие простому человеку, обличается стяжательство. Противоречивый характер носило развитие водевиля, к-рый приобретал типично бурж. черты, становился безыдейно-развлекательным, хотя в нём продолжало жить жизнерадостное остроумие, "один из существенных и прекрасных элементов французского характера", по выражению А. И. Герцена.
Глубокая неудовлетворённость разл. обществ. трупп послереволюц. действительностью получила выражение в иск-ве романтизма, внутри к-рого также боролись разные идейные устремления. Феодаль-но-монархич. и религиозному направлению (Ф. Р. Ша-тобриан и др.) противостояло направление, связанное с демократич. традициями нац. иск-ва, отражавшее настроения, порождённые борьбой нар. масс и передовых деятелей культуры против режимов Реставрации и Июльской монархии. Крупнейшие явления драматургии 1-й пол. 19 в. связаны в 20-е гг. с идеями карбонариев, утопич. социализма, с национально-освободит. борьбой в Испании, Италии, Греции и др. Позднее, в 30-40-е гг., на них оказали воздействие революция 1830, выступления пролетариата, ненависть широких масс к финансовой олигархии. Теоре-тич. трактаты-манифесты "Расин и Шекспир" Стендаля (1823-25), предисловие к "Кромвелю" Гюго (1827) сформулировали идеи передовой драматургии. Поступательное развитие т-ра определяла драматургия, выражавшая протест, обличавшая обществ, порядки, утверждавшая новые художеств. средства. В драмах В. Гюго ("Марион Делорм", 1829, "Эрнани", 1830, "Мария Тюдор", 1833, "Лукреция Борджа", 1833, "Анд-жело", 1835, "Рюи Блаз", 1838) ярко проявились прогрессивные идейно-худо жеств. тенденции романтизма - страстный гуманизм, протест против социальной несправедливости, обличение правящих классов, горячее сочувствие простому человеку, стремление к историзму, к передаче жизненных контрастов, высокая поэтичность. К творчеству Гюго примыкает также драматургия А. Дюма-отца, пьесы к-рого ("Антони", 1831, "Ричард Дарлингтон", 1831, "Кип, или Беспутство и гений", 1836, и др.) содержали элементы критики буржуазно-дворянского общества. Центр, тема драмы "Чаттертон" А. Виньи (1835) - одиночество человека, отрицание торгашеского духа бурж. общества. Лирич. комедии и историч. драмы А. Мюссе ("Прихоти Марианны", 1833, "Фантазио", 1834, "Любовью не шутят", 1834, "Лоренцаччо", 1834) отразили колебания и сомнения интеллигенции, вызванные поражением революц. выступлений 1820-30-х гг.
Одновременно шло формирование драматургии критич. реализма, отражавшей противоречия бурж. общества. Однако реалистич., проникнутые свободолюбием и антиклерикальными тенденциями, остро сатирические пьесы П. Меримо (сб. "Театр Клары Га-суль", 1825) были пост. лишь в 20 в. Его историч. драма "Жакерия", о крестьянской революции 14 в., не ставилась во Франции. Пьесы гениального представителя критич. реализма О. Бальзака ("Вотрен", 1840, "Надежды Кинолы", 1842, "Памела Жиро", 1843, "Мачеха", 1848, "Делец", 1851), обличавшего хищничество буржуазии, не имели успеха у бурж. зрителя, подвергались запретам. В 1830-40-х гг. широкое развитие получила социальная мелодрама, поднимавшая вопросы положения трудящихся в ка-питалистич. обществе, обличавшая социальную несправедливость. Несмотря на филантропич. идеи, примиренчество, ограниченность критики, лучшие пьесы этого жанра ("Анго", 1835, "Два слесаря", 1841, "Парижский тряпичник", 1847, Ф. Пиа, "Рабочий" Ф. Сулье, 1840, инсценировка романа Э. Сю "Парижские тайны", 1844) способствовали пробуждению протеста в народе. На ведущее место в репертуаре франц. т-ров занимала "благонамеренная" драматургия О. Э. Скриба, создателя эффектно построенной пьесы, утверждающей бурж. мораль. Хотя комедии Скриба не лишены иногда сатирич. оттенка, они проникнуты верой в бурж. прогресс и осмеивают всё, что ему мешает ("Бертран и Ратон", 1833, "Товарищество, или Лестница славы", 1837, "Стакан воды", 1840, "Пуф", 1848). Из пьес Скриба выделяется лишь драма "Ад-риенна Лекуврёр" (совм. с Э. Легуве), близкая к романтич. драматургии. Бурж. идеология ещё более воинственно утверждалась лит. группой, называвшейся "школой здравого смысла". Выразитель идей этой группы драматург Ф. Понсар выступил претив романтич. бунтарства, он возродил форму классицистCKoii трагедии ("Лукреция", 1843, "Шарлотта Корде", 1850) и комедии ("Честь и деньги", 1853, "Биржа", 1856), направил драматургию к откровенной пропаганде бурж. идеалов семьи, собственности, "порядка". После революции 1848 и подавления рабочего восстания в июне 1848 победа реакц. буржуазии надолго задержала развитие передовой Ф. д. Осн. место в репертуаре т-ров заняли произв. охранительно-бурж. драматургии, идейно связанной со "школой здравого смысла",- Э. Ожъе ("Габриэль". 1849, "Зять господина Пуарье", 1854, "Бесстыдники", 1861, "Сын Жи-буайе", 1862), А. Дюма-сына ("Дама с камелиями", 1852, "Полусвет", 1855, "Денежный вопрос", 1857), В. Сарду ("Родина", 1869, "Федора", 1882, "Мадам Сан-Жен", 1893, "Колдунья", 1903, и др.), О. Фёйе, А. М-ельяка, Л. Галеви и др. Ловко построенные пьесы с умело разработанной мелодраматич. или адюльтерно-комедийной интригой, утверждающие бурж. мораль, усиливали отрыв драматургии от большой лит-ры.
Традиционная для франц. т-ра лёгкая комедия водевильного типа получила блестящее выражение в творчестве Э. Лабиша, в остроумных, забавных, живых пьесах к-рого ("Соломенная шляпка", 1851, "Мизантроп", 1852, "Путешествие господина Перришона", 1860, "Копилка", 1864) звучали и сатирич. антимещанские ноты. Карикатуру на мещанина создал А. Монъе в комедии "Величие и падение господина Жозефа Прюдома" (совм. с Г. Ваэзом, 1852).
В последней трети 19-нач. 20 вв., в обстановке усиления империализма в экономич. и политич. жизни Франции, обострения обществ, противоречий, часть художеств. интеллигенции отказалась от социально значительной проблематики, обратилась к "чистому искусству", мистике, к формалистич. исканиям (сим-волистско-католич. пьесы Ж. Пеладана, Э. Дюжар-дена). Наиболее ярко религиозно-символистская драма была представлена в творчестве П. Клоделя, прославлявшего жертвенность, смирение, страдание. Но в отличие от др. драматургов-католиков, Клодель призывал к самоотречению и действию во имя счастья людей. Поиски идеала, хотя и абстрактного, оторванного от жизни, нашли отражение в неоромантич. драмах Э. Ростана ("Принцесса Грёза", 1895, "Сира-но де Бержерак", 1897, и др.). Огромное место в репертуаре бульварных т-ров заняли мелодраматически-адюльтерные (А. Бернстейн, А. Батай) и развлекательно-фарсовые (Ж. Фейдо и др.) пьесы.
Усилившееся расслоение среди художеств. интеллигенции привело к острой борьбе направлений в драматургии и театр. иск-ве. Ещё в 70-80-х гг. Э. Золя указывал (сборники "Натурализм в театре", "Наши драматурги") на отставание драматургии и т-ра от развития лит-ры и эстетич. запросов зрителя. Подвергая критике состояние совр. ему бурж. драматургии, Золя обосновывал принцип театр. натурализма. Золя понимал под натурализмом правдивое и широкое отражение обществ, жизни на сцене. Однако в его теоретич. взглядах и практике следовавших за ним драматургов сказались объективизм, биологизм, влияние позитивистской теории И. Тэна. В пьесах последователей Золя (А. Алексиса, Ж. Жюльена, Ж. Ансе, О. Метенье) гл. внимание уделялось пато-логич. явлениям, "куски жизни" фиксировались вне обобщений, утверждались идеи "социального дарвинизма" (Ф. Кюрелъ). Влияние Золя способствовало сближению лит-ры с театр. иск-вом (инсценировки романов Золя, Э. и Ж. Гонкуров и др.). Значит, обществ. темы (колониализм, коррупция правящих верхов, биржевые махинации, связанные с Панамой, бесчеловечность собственнич. морали) затронули Э. Фабр ("Общественная жизнь", 1901, "Позолоченные чрева", 1905, "Саранчау, 1911), Э. Бриё ("Бланшетта", 1892,
"Красная мантия", 1900). Были близки к Золя крупнейший франц. драматург-реалист конца 19 в. А. Век ("Вороны", 1876, '"Парижанка", 1885) и создатель остро критич. драм О. Мирбо ("Бумажник", 1900, "Дела есть дела", 1903, "Очаг", 1908). В драме "Дурные пастыри" Мирбо впервые во Ф. д. строит конфликт на классовой борьбе рабочих и капиталистов, а гл. героем делает вожака рабочих, проф. революционера.
Крупные писатели-реалисты Франции внесли вклад в развитие реалистич. Ф. д. и способствовали преодолению отрыва т-ра от лит-ры. На рубеже 19-20 вв. декадентской драме противостояла реалистич. обличительная драматургия Г. Флобера ("Кандидат", 1872), Э. Золя ("Тереза Ракен", 1873), А. Доде ("Арлезиан-ка", 1872, "Набоб", 1880, "Джек", 1881, "Борьба за существование", 1889), Ж. Ренара ("Рыжик", 1900), А. Франса ("Кренкебиль", 1903). Особое место в развитии Ф. д. занимал Р. Роллан, к-рый призывал к созданию нар. т-ра - оптимистического, вселяющего энергию, помогающего постигнуть революц. законы развития жизни (сб. "Народный театр", 1903). Циклы пьес Роллана - "Драмы революции" и "Трагедии веры", показывающие большие нар. движения, воскрешали традиции франц. героич. драматургии.
После 1-й мировой войны особенно активизировалась деятельность драматургов, поставляющих "бульварные" развлекат. пьесы (С. Гитри, Т. Бернар и др.). Наступление идеологич. реакции, пропагандирующей шовинизм, культ "сильной личности", стоящей на антиреволюц. позициях, сказалось в пьесах А. Монтер лана, П. Рейналя, в нек-рых пьесах Ж. Ромена ("Диктатор", 1926), но уже в 20-30-е гг. 20 в. сложилась драматургия, критическая по своей направленности, многообразная по жанрам, темам, художеств. значимости (Л. Верней, А. Савуар, Ж. Девалъ, М. Панъолъ, Э. Бурде, А. Р. Ленорман). Критика обществ, устоев послевоенной Франции дана в реалистич. пьесах Ж. Дюамеля ("Общество атлетов", 1920, "День признаний", 1923), Ш. Вилъдрака ("Пароход "Тинэсити"", 1920, "Мишель Оклер", 1922), в ряде сатирич. комедий Ромена ("Кнок, или Торжество медицины", 1923, трилогия о Труадеке: "Доногоо-Тонка", 1919, "Труадек развлекается", 1923, "Женитьба Труадека", 1925). В эти же годы формируется демократич. драматургия, остро ставящая вопросы классовой борьбы пролетариата: "Папаша Июль" П. Вайяна-Кутюрье и Л. Муссинака (1927); "Последний император" Ж. Р. Блока (1926), инсценировки романов "Мать" Горького, "Огонь" Барбюса и др.
В 1930-е гг. складывается новый тип "проблемной" Ф. д.философско-интеллектуальная драма идей, то ироническая, подвергающая всё скептич. насмешке, то проникнутая пессимизмом, трагич. ощущением близкой катастрофы, то пытающаяся противопоставить надвигающейся фашистской чуме идеалы гуманизма. С этой проблематикой связано творчество Ж. Жироду ("Зигфрид", 1928, "Юдифь", 1931, "Электра", 1937, "Троянской войны не будет", 1935, "Содом и Гоморра", 1943, "Безумная из Шайо", 1945) и А. Салакру. к-рый, начав с сюрреалистских, далёких от действительности пьес, перешёл к критич. анти-бурж. пьесам ("Атлас-отель", 1931, "Свободная женщина", "Бешеные", 1934, "Человек, как все", 1936), а в канун 2-й мировой войны написал острую антифашистскую драму "Земля кругла" (1938). В пьесах Ж. Ануя с трагич. силой и поэтич. взволнованностью раскрыта тема поисков гуманистич. идеала, невозможности счастья в грязном мире бурж. практицизма ("Горностай", 1932, "Дикарка", 1934, "Путешественник без багажа", 1936, "Ужин в Санлисе", 1937, "Леокадия", 1939, "Эвридика", 1941). Перед началом 2-й мировой войны написана антифашистская пьеса А. Камю
"Калигула" (1938), где в образе римского императора проступают черты кровавого маньяка Гитлера.
В годы 2-й мировой войны и немецко-фашистской оккупации Франции (1940-44) во Ф. д. трагически звучала героич. тема Сопротивления. Однако в "Мухах" Ж. П. Сартра (1943), "Антигоне" Ануя (1943) прославление мужества одиноких борцов против тирании сочеталось с неверием в способность порабощённого народа к сопротивлению. Этим драмам противостояла пьеса "Тулон" Ж. Р. Блока (1943), где Движение Сопротивления франц. народа было показано как великий всенародный подвиг. В 40-е гг. мн. видные франц. драматурги испытывали сильное влияние философии экзистенциализма, с характерным для неё крайним индивидуализмом, утверждением полного одиночества человека, отрицанием исто-рич. прогресса. Это нашло отражение в драмах, посв. теме краха гуманизма, показывающих человека, подвластного низменным инстинктам ("При закрытых дверях" Сартра, 1944, "Недоразумение" Камю, 1944). В драмах А. Монтерлана, проникнутых презрением к патриотизму и гуманизму, восхваляющих фашистский "новый порядок", нашла выражение идеология коллаборационизма.
Идейная борьба, характерная для военного времени, получила развитие и в послевоенной Ф. д. Ведущее место в ней заняли драматурги, прошедшие сложный путь духовного развития. Ж. П. Сартр уже в "Смерти без погребения" (1946) увидел величие бойцов Сопротивления; в пьесе "Добродетельная шлюха" (1946) он гневно бичует амер. расизм. Наступление "холодной войны" приводит Сартра к временному единению с антикомму нистич. кругами ("Грязные руки", 1948), но он преодолевает политически-реакц. влияния. По-прежнему утверждая принципы экзистенциализма в философии, Сартр высмеивает в своих пьесах антисов. клеветнич. пропаганду ("Некрасов", 1952), обличает реакционность католицизма ("Дьявол и бог", 1951), исследует классовые корни фашизма ("Узники из Альтоны", 1959). А. Салакру написал антифашистскую пьесу о движении Сопротивления "Ночи гнева" (1946), обличающую предателей и показывающую героизм патриотов, создал острую анти-бурж. сатирич. комедию "Архипелаг Ленуар" (1947), пьесу "Бульвар Дюран" (1960) о рабочем движении, объективно призывающую к обществ, переустройству. Противоречиво развивается творчество Ж. Ануя: утверждая аполитичность иск-ва и бесполезность социальных революций для обывателя ("Бедняга Битое", 1956), он в своих лучших пьесах показывает, что высшее воплощение человечности - в сочетании духовной независимости, моральной стойкости со служением интересам народа ("Жаворонок", 1953, "Бек-кет, или Честь божья", 1959), высмеивает совр. бурж. реакц. политику в сатирич. комедии "Сумасброд, или Влюблённый реакционер" (1959). Философичность, склонность к поэтич. метафоре, широта обобщений,парадоксальность. афористичность, изощрённость диалога драматургов 20-40-х гг. оказали сильное влияние на Ф. д.; в 50-60-е гг. в этой манере пишут даже авторы детективных пьес, любовных комедий, "философских" пьес, ставящих иногда значит, вопросы, но решающих их поверхностно, утверждая в конечном счёте приспособленческую мораль (М. Эме, Ф. Марсо, Ж. Одиберти и др.).
Характерное явление Ф. д. 50-х гг.- т. н. "т-р абсурда". Пьесы Э. Ионеско ("Лысая певица", 1950, "Урок", 1951, "Стулья", 1952, и др.), С. Беккета ("В ожидании Годо", 1953, "Конец игры", 1957, "Последняя лента", 1960, "О, прекрасные дни", 1963, "Комедия", 1964), Ж. Вотье ("Капитан Бада", "Новая Мандрагора", 1952) передают гипертрофированное ощущение абсурдности мира, крушение разума, абсолютное одиночество человека в бурж. обществе, неизбежность гибели человечества. Однако в пьесе "Носороги" (1959) Ионеско во'многом отошёл от идей "т-ра абсурда". Его сатира становится более ёмкой, метафоры насыщаются большим обществ, содержанием, обывателям и дельцам, превратившимся в тупых, лишённых морали и совести скотов - носорогов, противопоставлен герой, сохраняющий человечность, сопротивляющийся процессу массового озверения. Тенденции, намеченные в "Носорогах", Ионеско в нек-рой мере развивает в пьесах "Небесный пешеход", "Король умирает" (обе в 1962), "Голод и жажда" (1965), хотя по-прежнему остаётся пассивным созерцателем абсурдности мира, не надеющимся на выход из тупика. Путь глубокой идейной и творч. эволюции прошёл А. Адамов, к-рый примкнул в 50-е гг. к течению "абсурдизма", но затем решительно порвал с ним. В его пьесах появляется историзм, заметно стремление выявить конкретные социально-политич. причины зла, царящего в мире; в пьесе "Паоло Паоли" (1957) сатирически показана борьба капиталистических хищников в канун 1-й мировой войны. Его пьеса "Весна 71 года" (1960), посв. Парижской Коммуне, пьеса "Политика отбросов" (1962) рассказывает о злодеяниях колонизаторов в Юж. Америке. Эволюция от экзистенциализма к материалистич. мировоззрению, от модернизма к реализму характерна для драматургов, творчество к-рых подчинено прогрессивным историч. целям: в пьесах Р. Мерля ("Сизиф и смерть", 1954, "Новый Сизиф", 1956), построенных на мифологич. материале и обращённых к современности, утверждается необходимость кардинальных обществ, изменений. Острые социальные и политич. вопросы современности решают драматурги Ж. Арно ("Маршал П...", 1958), Ж. Сориа ("Страх", 1954, "Гордыня и туча", 1956, "Чужестранка", 1958, "Противоречивые страсти", 1964), Р. Гароди ("Про-метей 1848 года", 1960), А. Гатти ("Воображаемая жизнь подметальщика Огюста Же", 1962, "Всенародная песнь о двух электрических стульях", 1964), Ж. Жене ("Экраны", 1966), П. Дебош ("Ах. как прекрасна война!", 1966) и др.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1-3, M., 1956-63; Пти де Жюльвиль Л., Иллюстрированная история французской литературы в XIX в., М., 1907;
История французской литературы, т. 2, 3, 4, M., 19.'" 6, 1959, 1963; Современная зарубежная драма. Об., М., 1962;
Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France, v. 1-5, P., 1880-86; L i n t i 1 h a с Е., Histoire generale du theatre en France, v. 1-5, P., 1904-10; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a, 1875, v. 1 - 2, P., 1878 (Histoire universelle du theatre, t. 5, 6); J an in J., Histoire de la litterature dramatique, v. 1-6, P., 1853-58; HaIlays-Dabot V., Histoire de la censure theatrale en France, P., 1862; Peygnaud L., De la vallee de George Sand aux collines de Jean Giraudoux, P., 1951;Van Tieghem Ph., Les grandes doctrines litteraires en France. De la Pleiade au surrealisme, P., 1963; R о u s-set J., Forme et signification. Essais sur les structures litteraires de Corneille a Claudel, P., 1962; Klemperer V., Geschichte der franzosischen Litteratur im 19 und 20 Jahrhundert. 1800-1925, Bd 1-2, В., 1956; J a s i n s k i R., Histoire de la litterature francaise, v. 1-2, P., 1947;
V о 1 t. z P., La comedie, P., 1964; Pillement G., Anthologie du theatre francais contemporain, v. 1-2, P., 1945-46. Гр. Б., Е. Ф.
"ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ" - см. "Комеди Франсез".
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое французская
Значение слова французская
Что означает французская
Толкование слова французская
Определение термина французская
francuzskaya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины