Театральная энциклопедия - формализм.
Формализм.
формализм.
ФОРМАЛИЗМ. В театре, как и в др. областях иск-ва, Ф. выражает стремление к противопоставлению внутренне замкнутого, эстетически самодовлеющего мира, созидаемого по воле художника, действительной жизни. Поэтому в своих конечных результатах Ф. ведёт к разрушению живого человеческого образа, к утверждению самоценности выразительных средств, в большей или меньшей степени утрачивающих свое изобразительно-смысловое значение. По этой же причине Ф. противостоит "школе переживания", требующей создания на сцене жизни человеческого духа, её отражения в художеств.-сце-нич. форме т. e. отражения правды жизни. Ф., отрицая принцип жизненной правды, отрицает и принцип "переживания", смыкаясь тем самым с ремесленничеством. Ремесленник "...лишь передразнивает жизнь, человеческие чувства и образы раз и навсегда установленными приемами сценической игры" (Станиславский К. С.. Статьи. Речи. Беседы. Письма, 1953, с. 423). Эти приёмы утрачивают свою содержательность и превращаются в мертвые, пустые штампы. Выхолащивая содержание, уничтожая или умаляя изобразительно-выразительные функции формы, Ф. по существу её разрушает. Отход от жизненной правды, превращение актёра в опустошённого бездушного лицедея, низведение его на положение марионетки в руках режиссёра ведут неизбежно к распаду т-ра.
Разрушая форму, Ф. закономерно ведет также к уничтожению нац. своеобразия в иск-ве, к отрицанию значения передовых реалистич.. традиций нац. художеств. культуры. Это особенно пагубно проявляется в иск-ве т-ра, призванном воссоздать образ человека во всей полноте и неповторимости его облика, неотделимого от специфич. особенностей быта, культуры, психич. склада, присущих каждому народу.
Для Ф. характерно умаление значения драматургии в т-ре как ведущего начала, определяющего идейное содержание спектакля. В формалистич. т-ре пьеса рассматривается по преимуществу лишь как повод для создания внешне эффектного зрелища.
Утверждая самоценность того или иного приёма, отрицая органич. жизнь актёра на сцене, Ф. приводит не только к обеднению, но в своих крайних проявлениях к полному уничтожению образа человека, превращает актёра в простой придаток вещественного оформления.
Исторически Ф. связан прежде всего с антиреали-стич. тенденциями, особенно усилившимися в условиях кризиса бурж. культуры в период империализма. Проникновение в театр. иск-во идеалпстич. и даже мистич. веяний на рубеже 19-20 вв. способствовало развитию течений, отдававших дань Ф. Так Ф. проявился в театр. практике символизма. Утверждая подчинённость человека таинственным "потусторонним" силам, деятели т-ра, связанные с программой символизма, стремились к созданию на сцене особого, отрешённого от реальности мира, к подмене живого человеческого образа схемой, к превращению выразительных средств т-ра в систему отвлечённых условных знаков. Тенденции подобного рода нашли своё выражение, напр., в драмах раннего М. Метерлинка, в пост. мистич. пьес Ж. Пеладана в Театре розенкрейцеров (Париж, 1892-93). Яркий представитель символистских устремлений в т-ре Э. Г. Крэг приходил к идее замены живого актёра актёром "сверхмарионеткой".
В России воздействие Ф. проявилось в нач. 20 в. в деятельности таких режиссёров, как В. Э. Мейерхольд (пост. пьес Метерлинка, С. Пшибышевского, Ф. Сологуба в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1906-07), А. Я. Таиров, Н. Н. Евреинов, Ф. Ф. Ко-миссаржевский.
Развитие сов. т-ра проходит в борьбе против Ф., проявления к-рого, как правило, связаны либо с пережитками антиреалистич. течений прошлого, либо с влияниями совр. бурж. иск-ва. В первые годы развития сов. т-ра Ф. зачастую был следствием упрощённого решения задачи создания нового революционного иск-ва. Как писал Станиславский, имея в виду нек-рые эксперименты 20-х гг., "в порыве увлечения новаторы приняли новую внешнюю форму за обновленную внутреннюю сущность..., в борьбе с бытом на сцене, увлеклись условностью". Преодоление пережитков Ф. в творчестве крупнейших мастеров сов. т-ра (напр., Мейерхольда) выразилось в отказе от одностороннего увлечения условностью, в сближении и упрочении связи с жизнью, с современностью. Работа над произв. передовой сов. драматургии вела к коренной творч. перестройке, к Отказу от формалистич. подхода к пьесе, как к предлогу к спектаклю.
На протяжении всего пути формирования сов. театра Коммуннстич. партия постоянно направляла его деятелей на решительную борьбу против Ф., что-нашло своё отражение в выступлениях В. И. Ленина" в "Письме ЦК РКП(б) "О Пролеткультах"" (1920) и в др. документах, помогавших утверждению метода социалистич. реализма в сов. театр. иск-ве.
Лит.: Ленин о культуре и искусстве, М-, 1956; Калинин о литературе. Сборник..., [Л.], 1949; Крупская Н. К., Об искусстве и литературе. Л.М., 1963;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; его ж е, О ложном новаторстве, там же, т. 4, М., 1957; его же, О различных направлениях в театральном искусстве, Из последнего разговора с Е. Б. Вахтанговым, там же, т. 6, М., 1959; Г а с с н e p Д ж., Форма и идея в современном театре, пер. с англ., М-, 1959. Б. Рос.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое формализм.
Значение слова формализм.
Что означает формализм.
Толкование слова формализм.
Определение термина формализм.
formalizm. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |