Театральная энциклопедия - федотова
Федотова
федотова
ФЕДОТОВА, Гликерия Николаевна [10(22).V.1846, Орёл,-27.II.1925, Москва] рус. актриса. Нар. арт. Республики (1924). Герой труда (1924). Рано потеряв родителей, была удочерена помещицей Поздняковой; до 1863 выступала на сцене под этой фамилией, затем приняла фамилию мужа актёра и режиссёра А. Ф. Федотова. Занималась в Моск. театр. уч-ще, сначала по классу балета, потом в драм. классе у И. В. Самарина (окончила в 1862). С 1858 выступала на сцене Малого т-ра в небольших ролях. В юности на Ф. оказали влияние две противоположные тенденции: мелодраматизм, заимствованный у эпигонов П. С. Мо-чалова, и реалистич. направленность, определявшаяся иск-вом М. С. Щепкина (принимавшего большое участие в талантливой ученице театр. уч-ща). Ф. неоднократно приходилось не только видеть Щепкина на сцене, но и играть с ним в одних спектаклях. Первая большая роль Ф.Верочка в пьесе П. Д. Бо-борыкина "Ребёнок". Искренность чувств, глубокий драматизм исполнения, обаяние обеспечили большой успех молодой актрисе. Однако Щепкин и нек-рые критики отмечали недостатки её игры (повышенная п-атетичность и др.). В дальнейшем актриса преодолела эти недостатки и строго следовала заветам Щепкина.
В 1863 была зачислена в труппу Малого т-ра, став к концу 60-х гг. ведущей актрисой на роли молодых героинь. Наиболее полного расцвета талант Ф. достиг в 70-х гг., когда после перерыва (1870-72), вызванного болезнью и семейной драмой (разрыв с мужем), она вновь вернулась на сцену. В репертуар Ф. входили героич., лирич., салонные и бытовые роли в трагедиях, драмах и комедиях.
Свои лучшие роли Ф. создала в пьесах Островского и Шекспира. В произв. Островского Ф. исполнила 29 ролей (роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал для Ф.). Первая и наиболее* значительная роль Ф. в пьесе Островского-Катерина ("Гроза"). Исполнив эту роль впервые в 1863, Ф. играла её в течение 35 лет, став одной из лучших создательниц образа трагич. героини Островского. С большой внутр. силой и страстностью играла также роли: Василисы Мелентьевой (о. п., 1868), Параши ("Горячее сердце", 1869), Ларисы (1878), Кручининой (1884); Ксении Васильевны ("Не от мира сего", 1885), показав в своих сценич. образах ум и волю рус. женщины. В острой обличительной манере исполняла Ф. роли:
Лидии Чебоксаровой (1870) и Чебоксаровой-матери (1893) в "Бешеных деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" (1893).
Среди др. ролей в рус. классич. драматургии: Софья ("Горе от ума", 1864), Наташа и Донна Анна ("Русалка", 1865, и "Каменный гость", 1877, Пушкина), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Лидочка ("Дело" Су-хово-Кобылина, 1882), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1891).
К творч. удачам Ф. принадлежали также роли:
Марьицы ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лизы ("В осадном положении" В. Крылова, 1875), Медеи (о. п. Буренина и Суворина, 1883) и др. 19 ролей сыграла Ф. в произв. Шекспира. Лучшие из них- Беатриче ("Много шума из ничего", 1865), Изабелла ("Мера за меру", 1868), Катарина ("Укрощение строптивой", 1871), Порция ("Венецианский купец", 1877).
В последний период творчества Ф. исполнила в пьесах Шекспира роли: леди Макбет (1890), мистрисс
Форд ("Виндзорские проказницы", 1890), Королевы ("Цимбелин", 1891) и Волумнии ("Кориолан", 1902). А. В. Луначарский писал о Ф. : "Федотова была настоящей артисткой для изображения центральных женских фигур Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо радостей жизни, либо до злодейства наступательной энергии... Она была менее склонна к изображению натур пассивных, жертвенных" ("О театре и драматургии", т. 1,1958, с. 339-40, 338). Те же черты были свойственны и шиллеровской королеве Елизавете ("Мария Стюарт", 1886). Играя в этом спектакле с М. Н. Ермоловой (исполняла роль Марии Стюарт), Ф. была её достойной партнёршей и соперницей. К. С. Станиславский писал, что Ф. "...была прежде всего огромный талант, сама артистичность, превосходная истолкова-тельница духовной сущности пьес, создательница внутреннего склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39).
Участвуя в том или ином спектакле, Ф. была занята не только своей ролью, но следила за всем спектаклем, помогала своим партнёрам и фактически являлась режиссёром спектакля. Всё подлинно новаторское в т-ре встречало у неё отклик и сочувствие. Так" Ф. поддерживала А. П. Ленского в его начинаниях, помогала К. С. Станиславскому в период его работы в Обществе иск-ва и лит-ры, горячо приветствовала первые шаги Художественного т-ра. Много гастролируя, Ф. оказала значит, влияние на т-ры провинции.
С 1885 вела педагогич. работу. В 1905 по болезни оставила сцену, продолжая педагогич. работу. Выступила на сцене один раз - в 1912, на юбилейном спектакле по случаю 50-летия своей сценич. деятельности; исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". По свидетельству В. И. Немировича-Данченко, Ф. "...никогда в жизни, ни в одной роли не была так изумительна, глубоко проста, как в своем последнем выходе..." (цит. по кн.: Г о я н Г., Г. Федотова, 1940, с. 1-12).
Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, M., 1954; Г о я н Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки, М. -Л., 1940; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1942; Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960; Юрьев Ю., Записки, т. 1, Л.- М., 1963. А. Кл.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое федотова
Значение слова федотова
Что означает федотова
Толкование слова федотова
Определение термина федотова
fedotova это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |