Театральная энциклопедия - фарс
Фарс
фарс
ФАРС (франц. farce, от лат. farcio начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками) вид нар. т-ра, получивший распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в своих истоках с нар. обрядами и играми, Ф. имел в каждой стране национально своеобразный характер. Один из путей формирования Ф.проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление (см. Мистерия). Одновременно Ф. складывался как самостоят, жанр, составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан: камер риторов, "братства, шутовских обществ. Демократич., массовый площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством нар. иск-ва, реалистич. конкретностью в воспроизведении жизненных явлений. Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, учёный-педант, сварливая жена и т. д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. В Ф. грубовато, но весело изображались семейные неурядицы, осмеивались глупость, хвастовство, широко использовались приёмы внешнего комизма (драки, перебранки и т. п.). Ф. были насыщены буффонадой, исполнены презрения к высшим сословиям и феодально-религиозной морали; в них резко обличалась феодальная военщина, распутство монахов, мошенничество чиновников, сочувственно изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отчётливо проявились черты бюргерской идеологии циничное прославление плутовства, бюргерской деловой изворотливости, насмешливо-недоброжелательное отношение к крестьянам.
Наибольшую известность получили франц. Ф.- "Лохань", цикл Ф. об адвокате Патлене и др. Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на развитие демо-кратнч. направления во франц. актёрском иск-ве (Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой итал. комедии делъ арте англ. Ф. (интерлюдия) нашёл претворение в комедиях Шекспира; исп. Ф.- в одноактных пьесах (пасос) Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение в творчестве Г. Сакса. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр бурж. коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних комич. приёмах. Однако фарсовая буффонада окрашивает мн. остро сатирич. произведения. Это особенно проявилось во франц. драматургии ("Король Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923, "Топаз" Паньоля, 1928, и мн. др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в пьесах Б. Брехта "Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1948).
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три фарса об адвокате Пателене.М., 1951;
Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au Moyen age, pt. 2. Les comediens, P., 1885.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое фарс
Значение слова фарс
Что означает фарс
Толкование слова фарс
Определение термина фарс
fars это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |