Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - университетские

 
 

Университетские

университетские
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ (с т у д e н ч е-с к и e) одна из наиболее распространённых форм любительского (самодеятельного) т-ра. История зарождения и развития этих т-ров связана с конкретными условиями нац. театр. культуры и нар. образования данной страны.
В ряде стран движение У. т. основывалось на традициях школьных театров и предвосхитило создание нац. драматургии и проф. т-ра (Румыния - спектакли в Греческой академии в Бухаресте в нач. 19 в., Чехия - спектакли в Пражском ун-те 16-17 вв.).
В России первый У. т. был создан в 1757 при Моск. 'ун-те (см. Университетский театр) поэтом и драматургом M. M. Херасковым. Этот т-р оказал значит. влияние на развитие рус. нац. драматургии и проф. актёрского иск-ва. Деятельность моек. У. т. характерна и для целого ряда студенч. т-ров в России, хотя в др. городах эти т-ры организовывались, когда проф. т-ры уже были созданы и значение студенч. т-ров в связи с этим не было столь значительно.
Совр. У. т. различны по своей .худ ож. направленности, жанру, характеру репертуара, проф. уровню. Специфика деятельности У. т.-текучесть его актёрского состава, создающая особые трудности для воспитания актёрского ансамбля. Большинство совр. У. т. ставит своей целью активное участие в общественной жизни страны; У. т. стремятся пробуждать у молодёжи инициативу, гражданственность, развивать её худож. вкус. Успех этих т-ров основан на свежести восприятия и непосредственности актёрской интерпретации, на актуальности репертуара. Пользуясь всем разнообразием средств выразительности, т-ры ищут новые приёмы сценич. иск-ва. Руководят У. т. чаще всего проф. актёры или режиссёры. Проводятся смотры и фестивали У. т. (регулярно-в Англии, Польше, Сов. Союзе и др. странах), они участвуют в международных фестивалях (Монако, 1956;
Парма, 1959; Венеция, 1960; Загреб, 1961, 1965; Брюссель, 1963; Бухарест, 1964; Эссен, 1965; Париж, 1965;
Нанси, 1966), выступают на Всемирных фестивалях молодёжи и студентов, гастролируют по своей стране и за границей. Студенч. т-ры в капиталистич. странах, в отличие от проф. коммерч. т-ров, не зависят от кассовых сборов, поэтому имеют возможности для экспериментов: они ставят пьесы молодых драматургов, ведут поиски в области сценич. решений. Популярностью пользуются спектакли У. т. Англии и США (Театр. общество им. К. Марло Кембриджского ун-та, осн. в 1855; Оксфордский студенч. т-р, осн. в 1885;
Т-р Колумбийского ун-та, осн. в 1954, и др.), а также студенч. т-ры в др. странах: У. т. в Падуе, осн. в 1910; Студенч. драматич. клуб при Токийском ун-те, осн. в 1924; Студенч. т-р в Хельсинки, осн. в 1926.
Студенч. т-ры социалистич. стран пользуются постоянной материальной поддержкой высших учебных заведений. Наибольшее распространение получили за последние годы драматич. и эстрадно-сатирич. студенч. т-ры. Среди них: Студенч. т-р сатириков Польского союза студентов (СТО), осн. в 1954; Сатирич. т-р Гданьского политехнич. ин-та "Бим-Бом", осн. в 1955; т-р "Гилд", Бирмингем, осн. в 1959; У. т. Сантоса, осн. в 1961; труппа "Аквариум" при Высшей нормальной школе, Париж, осн. в 1964; Т-р католич. ун-та, Сан-Паулу, осн. в 1965, и др.
У. т. иногда организуются как музыкальные, балетные или цирковые (Молодёжный балет Бразилии, осн. в 1945; студенч. цирк "Тралябомба" в Гданьске, осн. в 1958).
Репертуар студенч. т-ров складывается из нац. драматургии, мировой классики и современных пьес. Они обращаются к пьесам, редко идущим в нац. т-рах: произв. Гарсиа Лорки (1957, Студенч. т-р Колумбийского ун-та), Л. Пиранделло (1958, студенч. т-р Райли Смита, Лидс), "Облако в штанах" по Маяковскому (1959, "Т-р треугольной сцены", Познань), "Портрет человекоубийцы" - лит. монтаж из высказываний А. Эйхмана (1962, т-р "Внимание, 61!", Гданьск), "Представление о Рудольфе Гессе, враге человечества" (1964, Студенческий т-р сатириков), "Я - Брехт" (1965, Студенч. т-р Центр, ун-та Венесуэлы).
В числе деятелей проф. т-ра, начинавших свой творч. путь в У. т.,-англ. реж. Т. Ричардсон, фин. реж. M. Лассила, польский реж. и драматург Е. Маркушев-ский, итал. актёр M. Мастроянни и др.
В Сов. Союзе студенч. т-ры пользуются большой популярностью. Такие коллективы существуют в большинстве высших учебных заведений (Студенч. г-р Моск. инженерно-строительного ин-та, осн. в 1934; сатирич. коллектив Моск. авиационного ин-та "Телевизор", осн. в 1957). Студенч. т-ры существуют в Томске, Тарту, Челябинске, Казани и др. городах. Б Харькове создан межвузовский гор. студенч. т-р. Спектакли т-ра Моск. ун-та (гл. реж.- С. И. Юткевич)-"Такая любовь" Когоута (1958), "Дневник Анны Франка Хакетта и Гудрич (1962), "Карьера Артуро Уи" Брехта (1964)-возродили лучшие традиции У. т. В 1966 в Москве был проведён 1-й Всесоюзный фестиваль студенч. эстрадных т-ров. Своеобразным У. т. является сатирич. Интернациональный т-р Московского ун-та (осн. в 1961), ставящий драм. и кукольные спектакли, эстрадно-танц. концерты, пантомимы (исполнители - иностранные студенты, обучающиеся в Москве).
Лит..- "Theatre et universite" Nancy, 1966, .No б, 7. В. Ю. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕАТР - рус. театр. Был создан при Моск. ун-те в 1757 с целью открыть учащимся "новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике", а также сблизить университет с обществом. Т-ром руководил поэт и драматург M. M. Херасков. Деятельность У. т. основывалась на прогрессивных демократических идеях, утверждавшихся основателем Моск. ун-та M. В. Ломоносовым и его последователями. В спектаклях этого т-ра принимали участие Д. И. Фонвизин, Я. Булгаков, И. Ф. Богданович, Е. Булат-ницкий, M. Д.- Чулков, В. А. Троепольский, ставшие впоследствии видными деятелями рус. лит-ры, науки и нск-ва. Сначала спектакли т-ра были закрытыми, с 1759 стали публичными. Представления У. т. были вынесены на сцену Оперного дома Ло-кателли у Красных Ворот, где они чередовались со спектаклями итал. труппы. С этого времени студенческая труппа становится профессиональной - возникает моек. Российский т-р (1760). Труппа нового т-ра пополнялась гл. обр. из числа воспитанников открытых в 1757 при университетской гимназии "классов художеств", где обучались дети разночинцев. В У. т. начали свою артистич. деятельность первые рус. проф. актрисы Т. M. Троепольская и А. M. Михайлова, а также актёры И. Ф. Лапин, И. Соколов и др. Среди спектаклей т-ра - "Синав и Трувор", "Хо-рев" и "Гамлет" Сумарокова (1760), "Жорж Данден" и "Проделки Скапена" Мольера (1760), "Безбожник" Хераскова (1761).
В 1761 лучшие актёры Российского т-ра были переведены на петерб. сцену (Троепольская, Соколов и др.). Т-р в Москве на нек-рое время прекратил своё существование и возобновил работу лишь в 1766, когда антрепризу возглавил Н. С. Титов. В труппе Титова впервые выступили как проф. актёры воспитанники "класса художеств" А. Г. Ожогин, И. И. Ка-лиграф (Иванов), Е. Залышкин, И. Миняков. На основе У. т. и моек. Российского т-ра возникли Петровский (1780) и Малый (1824) т-ры. У. т. положил начало рус. проф. драм. т-ру в Москве.
Лит.: В и р е н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств. 1958. Театр. M., 1958, с. 167-93; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, M., 1958; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до середины XVIII в., M., 1957. В. Вир.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое университетские
Значение слова университетские
Что означает университетские
Толкование слова университетские
Определение термина университетские
universitetskie это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины