Театральная энциклопедия - уланова
Уланова
уланова
УЛАНОВА, Галина Сергеевна [р. 26.XII.1909(8. 1.1910)] рус. сов. артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Род. в артистич. семье. Отец У.режиссёр балета, мать артистка балета и педагог. В 1928 окончила Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (училась у своей матери и у А. Я. Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 солистка балетной труппы Большого т-ра (Москва).
Иск-во У. совершенно, гармонично. Основа этой гармонии - в идеальном соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в её иск-ве. Условная природа балетного иск-ва не мешает танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует жизненное, возвышает обычное. Все выразительные средства, элементы хореографии сочетаются в иск-ве У. с редкой гармоничностью. Еще в начале её творч. деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании всех элементов сценич. воздействия, полной слитности танц. техники, драматич. игры, пластич. выразительности в иск-ве У. Не нарушая чистоты хореографич. каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением, придаёт простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым сложным и технически изощрённым танц. движениям - непринуждённость и выразительность естеств. человеческого жеста. Это образует особый, неповторимый пластич. язык У., позволяющий танцовщице передавать глубочайшие человеческие переживания. В танце У. трудно заметить, где кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое иск-во пластич. замедлений, замираний, затиханий создаёт танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканит движения и позы, её танец льётся легко, отражая тончайшие нюансы внутр. жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер виртуозности, где нет механичности, классич. "выучки", где главенствует не подчёркнутая чёткость, рельефность классики, а живая, трепетная изменчивость пластич. линий, их слитность, соединение в единые, естественные, как дыхание, как взволнованная речь, танц. монологп и диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные иластич. нюансы, оттенки поз никогда не нарушают законов естественной грации. Совершенная класспч. танцовщица, У. не только лучшая исполнительница партий в балетах Чайковского, создательница образа Жизели (1932), но и актриса, доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. На языке классич. танца У. рассказывает о судьбах женщин разл. эпох, стран и характеров. И вместе с тем У. истинно рус. актриса не только потому, что её иск-во развивает принципы и традиции рус. хо-реографич. школы, но и потому, что она выражает в своём творчестве гуманизм, глубину и правду рус. иск-ва. Сценпч. героини У. обладают особой хрупкостью, незащищённостью, женственной слабостью. Её пск-во принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то же время сценич. образы У. наделены несгибаемой сплои, героич. напряжением духа. Ничто не может заставить её героинь- Марию ("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и др.согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика только еще сильнее подчёркивает победу человеч. духа. У. бывает на сцене не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой, сосредоточенно-гневной, протестующей, у неё появляется порой строгое выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия остаётся до предела сдержанной.
Развитие творчества У.- это постепенное движение от лирики к трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости, непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а сцена сумасшествия в балете "Жизель" не только трогает зрителя, но и глубоко потрясает.
У. искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака. Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматич. коллизии, У. завоевала мировое признание.
У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова).
Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929);
Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали ("Утраченные иллюзии" Асафьева, 1936), Раймонда (1938), Золушка (1945, Гос. пр. СССР, 1946); Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949, Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса, и др.
У. много гастролировала за рубежом: Китай, Австрия, Италия, Франция, Англия, США и др. У.- лауреат Гос. пр. СССР (1941), Ленинской пр. (1957).
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое уланова
Значение слова уланова
Что означает уланова
Толкование слова уланова
Определение термина уланова
ulanova это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |