Театральная энциклопедия - узбекская
Узбекская
узбекская
УЗБЕКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В течение мн. ве ков развивалась устная драма узб. традиц. т-ра мас-харабозов и кызыкчи. Сатпрнч. сценки, импровизировавшиеся исполнителями во время представления, отличались острой социальной направленностью и глубокой народностью. Лит. узб. драма возникла в 1911, когда в Самарканде впервые была напечатана узб. пьеса "Отцеубийца" Бехбуди. Под влиянием рус., а затем тат. и азерб. т-ров в нач. 20 в. в Туркестане возникло движение местной интеллигенции за создание узб. т-ра европ. типа, опирающегося на нац. драматургию. Это движение разделилось на два направления бурж. (джадидское) п демократическое. В предреволюц. годы драматургп-джадиды сочинили около 15 пьес, в к-рых пропагандировали бурж.-на-ционалистич. идеи. Демократпч. направление возглавил Хамза Хаким-заде Ниязи, создавший в 1914-17 ряд пьес (большинство не сохранилось), в т. ч. драму "Отравленная жизнь" (соч. 1915). В своих ранних произведениях Хамза разоблачал феодальный гнёт, социальную несправедливость, взгляды джадидов, их трусливую политику мелких реформ, выступал за равноправие женщин.
Интенсивное развитие У. д. началось сразу же после Октябрьской революции. Основоположником сов. У. д. стал Хамза, творч. деятельность к-рого была активной п многообразной. Еще в канун Октября Хамза написал остро сатприч. пьесу, зло разоблачавшую местных националистов,- "Мухтарият, или Автономия" (пост. 1917) п первую часть трилогии "Трагедия мобилизованных" (трилогия завершена после революции), в к-рой подверг острой критике колониальную политику царизма, показал рост освободительного движения трудящихся. Крупнейшее произведение Хамзы - "Бай и батрак" (1918). Через судьбу гл. героя - батрака, драматург показывает рост самосознания узб. народа, его революц. борьбу совм. с др. народами России. В годы гражд. войны Хамза написал ряд агитац. пьес, в к-рых показал борьбу за установление Сов. власти в Туркестане, выступление народа против басмачей и др. контрреволюц. сил (тетралогия "Ферганские трагедии", "Герой Огуз", "Победа", "Хивинская революция", "Удочка" и др.), разоблачал тёмные стороны старого быта, пропагандировал принципы новой, сов. морали (комедии "Наказание клеветников", "Кто прав").
В годы гражд. войны широко ставилась сатприч. комедия М. Уйгура "Туркестанский лекарь" (1918), высмеивавшая невежественных людей. Популярностью пользовалась драма Г. Зафари "Халима" (1920) о трагпч. судьбе влюблённых,' разделённых неравенством социального положения.
В 20-е гг. развитие У. д. связано с борьбой против бурж.-националистич. влияния; оно получило отражение в пьесах А. Фитрата ("Истинная любовь", "Повстанцы Индии", написаны в 1918-20) и Чул-пана ("Яркын-ой", 1920, перераб. 1926). В дальнейшем эти драматурги отказались от ложных воззрений.
Ко 2-й пол. 20-х гг. относится новый подъём в творчестве Хамзы, к-рый создаёт пьесы: "Прежние выборы" (1926), "Прежние казни, или Проделки Май-сары" (1926), "Дело хозяйки притона, или Тайны паранджи" (1926). В этих пьесах показана яркая картина тяжёлой жизни Туркестана до революции. В драме Хамзы "Последние дни мирового капитала" (1927) в символич. форме изображена история народов Востока и Запада, гибель империализма.
На рубеже 20-30-х гг. в У. д. пришла группа молодых писателей, продолжавших традиции Хамзы. К. Яшен обратился к гл. теме творчества основоположника У. д.- теме революции. В драме "Два коммуниста" (1928, пост. 1929), позднее переработанной под названием "Разгром" (1934), Яшен показал борьбу против басмачества как войну народа против классовых врагов. Историко-революц. пьесы писали:
3. Сайд, Н. Сафаров ("История заговорила", 1931), У. Исмаилов ("Рустам", 1934).
В годы первой пятилетки появились пьесы на темы коллективизации с. х-ва - "Товарищи" (1930) и "Сожжем" (1932) Яшена, "Вредители хлопка" Исмаилова (1930), на тему бдительности сов. народа написаны пьесы "Маска сорвана" 3. Фатхуллина (1932) и др. Жизнь узб. колхозного крестьянства, формирование новых черт характера ярко показаны в пьесе Яшена "Честь и любовь" (1936), пост. мн. т-рами республики.
Во 2-й пол. 30-х гг. созданы историко-революц. пьесы - "Пробуждение" Н. Сафарова (1939) и др. Развитие получает жанр муз. драмы. Еще в 1933 Яшен совм. с М. Мухамедовым написал пьесу "Ич-карида", к-рая в 1935 была переработана авторами в муз. драму "Гюльсара". Эта пьеса, показывающая борьбу за раскрепощение женщин, заложила основу узб. муз. драмы на совр. темы, отразила борьбу людей нового мировоззрения против старых религиозно-феодальных устоев жизни. В 1942 Яшен написал текст муз. драмы "Нурхон" (пост. 1943), положив в основу сюжета трагич. историю одной из первых актрис узб. муз. т-ра, погибшей от руки фанатика.
В годы Отечеств, войны узб. драматурги создали ряд пьес патриотич. содержания, в т. ч.: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Хамза" Яшена и А. Умари (1942, 2-й вариант 1949), "Муканна" X. Алимджана (1943), "Полёт орла" И. Султанова (1942), "Мать" Уйгуна (1943), "Джалалетдин" М. Шейхзаде (1944).
В послевоенные годы внимание узб. драматургов сосредоточилось на темах совр. жизни, но продолжалась и работа над историч. и историко-революц. драматургией. К драматургич. творчеству обращаются писатели: Уйгун, А. Каххар, А. Якубов, Б. Рахманов; продолжают работу в т-ре.И. Султанов, Н. Сафаров и др. писатели. В пьесах 40-50-х гг. показана жизнь узб. народа, выведены представители колхозного крестьянства, интеллигенции, рабочего класса. Возникают новые жанры драматургии - психологпч. драма, философская трагедия, сатирич. и лирич. комедия. Репертуар и творч. развитие т-ра определяли пьесы: "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 2-й вариант 1948), "Песня жизни" Уйгуна (1947), "Генерал Рахимов" Яшена (1950), "Заря Востока" Н. Сафарова (1951), "Шёлковое сюзане" А. Кахха-ра (1952, переработка пьесы "На Новой земле", написанной в 1950), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953).
Новый этап в развитии У. д. начался после XX съезда КПСС. В 1957 появилась (соч.) драма К. Яшена "Путеводная звезда", в к-рой впервые в У. д. создан образ В. И. Ленина. В 1958 написана одна из лучших пьес о колхозном крестьянстве - "Хуррият" Уйгуна, в 1961 - философская, историч. трагедия "Мирза Улугбек" М. Шейхзаде, в 1963 - геропко-романтич. драма "Неизвестный" И. Султанова, в 1964 - драма "Кровавый мираж" С. Азимова, посв. разоблачению бурж. национализма.
Для драматургии 50-60-х гг. характерно обращение к острым проблемам коммунистич. морали: "Люди с верой" И. Султанова (1960), "Я вижу звёзды" С. Азимова (1965), "Убийца" Уйгуна (1965). Пережитки прошлого разоблачает сатирическая пьеса "Последние экземпляры" ("Голос из гроба") А. Каххара (1962).
В 50-60-е гг. развивается драматургия для детей. А. Рахмат, Б. Рахманов, Ш. Сагдулла, И. Ахмедов, А. Талипов и др. авторы создали пьесы- сказки, пьесы из жизни совр. школы и историко-революц. пьесы. Первому узб. комсомольцу посв. драма "Аб-дулла Набиев" А. Рахмата.
Почти все пьесы Хамзы, Яшена, Уйгуна, Султанова и др. авторов переведены на рус. яз. Многие пьесы переведены на языки др. народов СССР.
Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963;
Вопросы узбекской лит-ры [Сб. статей], Таш., 1959.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое узбекская
Значение слова узбекская
Что означает узбекская
Толкование слова узбекская
Определение термина узбекская
uzbekskaya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |