Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - татарская

 
 

Татарская

татарская
ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы тат. нар. драмы появляются еще в древности и связаны с нар. играми и обрядами. Они сохранились в произв. древней лит-ры, в мэзэк (подобие анекдотов), в нар. праздниках (сабантуях) и др.
Проф. драматургия возникла у татар Поволжья в последней четверти 19 в., в период расцвета тат. просветительского движения. Пьесы основоположников Т. д. Г. Илъясы "Несчастная девушка" (1887) и Ф. Хали-ди "Против "Несчастной девушки*4" (1888) отличались актуальностью проблем (защита образования и др.). В них противопоставлялась честная жизнь людей труда порочным нравам богачей, были созданы образы прогрессивных людей своего времени. Герои этих пьес говорили на нар. яз. В 1898 написана первая пьеса Г. Камала "Несчастный юноша".
Подъём Т. д. начинается после возникновения нац. проф. т-ра (1906, Казань). В 1908 Г. Камал написал комедию "Первое представление", показывающую рождение тат. т-ра в борьбе против реакционеров, в 1912комедию "Банкрот", разоблачающую нравы бурж. общества. В сатирической комедии "Тайны нашего города" (1911) он показывает реакц. сущность тат. буржуазии. В 1906-12 произведения для т-ра создают Г. Камал, Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, И. Богданов, С. Рамиев и мн. др. В драмах и комедиях "Молодёжь" Ф. Амирхана, "Живи, Зубайда,живу и я", "В медресе" С. Рамиева, "Вопрос'0 помаде" И. Богданова, "Молодая жена" Д. Таждарова и др. были поставлены актуальные проблемы, воплощены мысли и чувства демократич. слоев общества, осмеивались отсталость, предрассудки, мешающие прогрессивному развитию общества. Положительные герои этих пьес- люди, стремящиеся получить образование и работать на благо народа.
В истории Т. д. особое значение имело творчество Г. Кулахметова, ставшего родоначальником тат. пролетарской лит-ры. В его пьесах "Две мысли" (1905, пост. 1918) и "Молодая жизнь" (1908, пост. 1917) впервые в Т. д. созданы образы революционеров и представителей передовой интеллигенции.
С 10-х гг. выдвигаются драматурги М. Файзи, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ф. Бурнаш, Ф. Сайфи-Казанлы и др. Эти писатели обратились к изображению жизни народа; тат. сцена обогатилась образами простых людей, трудящихся деревни. Широкую популярность получили комедии Ш. Камала "Хаджи эфенди женится" (1915) и драма Файзи "Галиябану" (1916-17), положившая начало жанру муз. драмы в Тат. т-ре. Трагич. судьба татар, интеллигенции в условиях царизма показана в пьесах "Первые цветы" К. Тинчурина (1913), "Скучная жизнь" Ф. Сайфи-Казанлы (1914), "Неравные" Ф. Амирхана.
Новый этап развития Т. д. наступил после Октябрьской революции, формирование её связано с драматургией Тинчурина, Бурнаша и др. В пьесе Бурна-ша "Молодые сердца" (1918) созданы картины жизни народа, образы простых людей, введена нар. музыка. В те годы авторы стремились приблизить события прошлого к современности. Бурнаш в пьесе "Тахир и Зух-ра" переосмыслил легенду о Тахире и Зухре. В роман-тич. традициях написаны его пьесы "Безземельные" (1922) и "Заблудшая девушка" (1920, пост. 1926). Файзи принадлежат пьесы о прошлом тат. народа ("Любимая", 1920, "На берегу Урала", 1922, "Белый колпак", 1923). Пьесы, посв. современности, создали писатели, к-рые сами были участниками революц. движения и гражданской войны: "Новые люди" Г. Ибрагимова (1920) о героич. участниках гражданской войны; "Враги" Сайфи-Казанлы (1920) о партии - вожде революц. движения; "Первый шаг" (1919), "Байская дочь" (1922) Ш. Усманова. В муз. драмах "Милая Хафиза" Г. Камала (1921) и "Красная звезда" Файзи (1923) отображены перемены, к-рые принесла' в деревню революция.
Сер. 20-х гг. отмечена появлением произведений во всех жанрах драматургии. Особенно широкое развитие получает комедия: пьеса "Американец" Тинчурина (1924) разоблачала бурж. интеллигенцию; тема крушения старого мира ещё полнее была выражена Тин-чурином в сатирич. комедии "Без ветрил" (1926) и Н. Исанбетом в пьесе "Бегство" ("Переселение", 1925); жизнь тат. деревни в прошлом воспроизвел Т. Гиззат в комедии "Наёмщик" (1925).
В пьесах Тинчурина "Голубая шаль" (1926) и "Рой" (1929) героями были крестьяне, борющиеся за свободу. С драматургией Тинчурина связано также утверждение в Т. д. жанра муз. драмы; сюжет мн. его пьес строится на нар. песне.
В 20-е гг. заложены основы жанра историч. драмы. Одна из первых попыток создания историч. драмы - "Восстание Пугачёва" Галяу (1926). Жанр историко-революц. драматургии был представлен пьесами "Зарытое оружие" X. Такташа (1927), "Казань" Г. Кутуя (1927), "Бишбуляк" Т. Гиззата (1932, пост. 1938).
В нач. 30-х гг. появились пьесы, показывающие формирование характера нового человека: "Камиль" X. Такташа, "Семья деда Булата" Тинчурина и К. Наджми, "Письмо на платке" С. Баттала, "Вихри" А. Зулкарая. Тинчурин написал пьесу "На реке Кандре", отразившую становление новых сопиали-стич. отношений между личностью и коллективом. Появляются пьесы о рабочем классе: "В вороньем гнезде" (1929) и "Горы" (1931) Ш. Камала, "Славное время" Р. Ишмурата, "Ткачиха Асма" Ф. Бурнаша (1932) и др. Психологич. драму о победе творч. труда над рутиной, о становлении характера коммуниста-творца создал Ш. Камал; его пьеса "За туманом" (1934) утверждает принципы сов. гуманизма, уважение к человеку труда. О рождении новых черт характера сов. человека рассказывает и драма Ф. Сайфи-Казанлы "Зубаржат" (1936).
Воспитание нового человека в труде переплеталось с темой партии. Драматурги стремились показать роль партии в воспитании людей, создавали в своих пьесах образы коммунистов ("На реке Кандре", "За туманом", "Зубаржат").
Сер. 30-х гг. отмечена новыми успехами в жанре комедии на совр. сюжет: "Их было трое" Тинчурина (1935), "Славная эпоха" Гиззата (1936, пост. 1937), "В лесу" Ф. Хусни (1938), "Гюльчэчэк" Г. Минского (1939), "Единоличник Ярулла" Бурнаша (изд. 1940) и др., появились комедии на сюжеты сказок и легенд:
"Смелые девушки" Гиззата, "Хужа Насретдин" Н. И сан бета.
30-е гг.- период развития тат. историко-революц. драматургии. О жизни и борьбе шахтёров до революции рассказывает пьеса "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1929); в пьесах "Искры" (1934) и "Потоки" (1937) Гиззата показаны эпизоды борьбы крестьянства под рук. революционеров-большевиков. Образы тат. женщин, пробуждающихся к сознательной жизни, созданы в драмах "Шамсикамар" М. Аблиева (1938) и "Пламя" Гиззата (1940).
Во 2-й пол. 30-х гг. и нач. 40-х гг. выдвигается ис-торико-биографич. драматургия. В драме "Тукай" А. Файзи (1938) создан образ крупнейшего тат. поэта, отдавшего жизнь борьбе за счастье народа. Н. Исанбет написал пьесы "Сахибжамал Волжская" (др. назв.- "Гульжамал", 1943)-о первой тат. артистке и "Мул-ланур Вахитов" (1948)-о тат. революционере, погибшем от рук белогвардейцев. В пьесе М. Гали и X. Уразикова "Каюм Насыров" (1945) воссоздан образ первого тат. просветителя. А. Файзи написал драму "Пугачёв в Казани" (1947, пост. 1951).
В годы Отечественной войны появились пьесы о ге-роич. борьбе сов. народа, защищающего Родину: "Тай-масовы" (1941) и "Священное поручение" (соч. 1944) Гиззата, "Шакир Шигаев" Ф. Карима (1943) и "Марьям" Исанбета (1943). Патриотич. подвигам тружеников тыла посв. пьесы "Возвращение" Р. Ишмурата (1942), "Минникамал" (1944) и "Песня жизни" М. Ами-ра (1947). В этих пьесах созданы образы тат. женщин, выдвинутых на руководящую работу, овладевающих искусством воспитания людей. Но в 40-х гг. появлялись и пьесы, в к-рых сказалось влияние "теории" бесконфликтности. Это были схематичные пьесы, посв. гл. обр. семейно-бытовым сюжетам.
Одной из центр, тем в драматургии 50-х гг. становится тема социалистич. труда. В пьесах Т. Гиззата, Н. Исанбета, М. Амира, Р. Ишмурата, Г. Насретдинова и др. созданы образы сов. людей - творцов новой жизни, разоблачаются пережитки старого ("Светлый путь", 1947, "Близкий друг", 1950, "В новой слободе", 1952, Ишмурата и др.). Современность конфликтов и характеров отличает комедии и драмы Насретдинова ("Кушнарат", 1952, "Дорогие минуты", 1953, "Родная деревня", 1954), Гиззата; Исанбета ("Зифа" и др.).
С сер. 50-х гг. драматурги Татарии обращаются к созданию крупных характеров. Образ поэта-героя Джалиля воссоздают Ишмура-т ("Бессмертная песнь", 1956) и Исанбет ("Муса Джалиль", 1957); казанскому периоду жизни В. И. Ленина посв. пьесу "Буре навстречу" Ишмурат (1962). Он же написал пьесу о сов. моряках, победителях океана - "Их было четверо" (1960).
В 50-60-е гг. в Т. д. пришел новый отряд писателей: Ю. Аминов, С. Кальметов, X. Вахит, Ш. Зайни, Ш. Хусаинов, Э. Шамиль, И. Юзеев, А. Гилязов, Ш. Шахгали, Г. Сагидуллин и др.
Разлагающее влияние частнособственнической идеологии и эгоизма на личность показано в пьесах "Корни" Ю. Аминова (1961), "На заре" Ш. Шахгали (1959), "Годы и пути" (1956), "Братья Тагировы" (1965) Ф. Хусни. Молодёжи, становлению характера посв. пьесы "Неписанные законы" Ю. Амннова (1953)" "Таинственная мелодия" Р. Ишмурата (1958), "Первая любовь" (1960) и "Полёт ласточки" (1964) X. Ва-хита, "Медные колокольчики" А. Гилязова (1960)" "Горицвет" И. Юзеева (1960), "Дом в тени" С. Каль-метова (1963), "Зять профессора" (1953) и "Зубайда- дитя человеческое" (1965) Ш. Хусаинова. Эти пьесы отмечены активными поисками новых жизненных Конфликтов, образов героев современности.
Лит.: С а а д и Г., Татарская театральная литература и история ее развития, в сб.: Татар театры (1906-1926), Казан, 1926 (на тат. яз.); Г ый з з а т Б., Драматургия, в кн.: Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960 (на тат. яз.); его же. Очерки татарской драматургии, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965; его ж е, О татарской драматургии начала XX века. Предисловие к сборнику: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958; ГиниятуллинаА.К. [сост.], Писатели Советского Татарстана, Казань, 1957; Г а и н у л-л и н М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Казань, 1966, гл. IV, с. 295-347. ф. Г.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое татарская
Значение слова татарская
Что означает татарская
Толкование слова татарская
Определение термина татарская
tatarskaya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины