Театральная энциклопедия - сундукян
Сундукян
сундукян
СУНДУКЯН, Габриел Мкртичевич [29.VI(11.VII). 1825, Тифлис,-16(29).III.1912, там же] арм. драматург. Основоположник нац. реалистич. драматургии. В 1846 С. поступил на историко-филологич. ф-т Пе-терб. ун-та. Глубокое знакомство с передовой рус. культурой, посещение спектаклей с участием Щепкина и Мартынова во многом определили формирование эстетич. взглядов будущего драматурга. Окончив ун-т и получив степень кандидата восточных языков, С. в 1850 вернулся в Тифлис и поступил на службу в канцелярию наместника Кавказа на должность переводчика. Но за передовые взгляды его вскоре уволили со службы и сослали в г. Дербент. Вернувшись в Тифлис через пять лет (1858), С. посвятил себя драматургии, развитию нац. арм. т-ра. Его первая комедия "Ночное чиханье к добру" (1863) имела успех, и С. создал одну за другой новые пьесы, получившие большое значение в становлении молодого т-ра. Глубоко понимая социальные противоречия совр. ему общества, С. выступил против историч. классицис-тич. трагедии и развлекательных водевилей, далёких (c)т совр. жизни. Драматургия С., реалистически отображающая совр. жизнь, отвечала требованиям революц. демократич. интеллигенции, требованиям М. Налбандяна, призывавшего к созданию арм. реалистич. драматургии. В 1866 появилась комедия С. "Хатабала" ("Переполох"), знаменовавшая собой первую победу реализма в арм. драматургии и т-ре. Через три года С. написал пьесу "Ещё одна жертва", а в 1870-"Пэпо", пьесу, принесшую ему мировую славу. В 1873 на арм. сцене был пост. "Разорённый очаг". С. написал также пьесы: "Супруги" (1890), "Банный узел" (1907), "Любовь и свобода" (1909), "Завещание" (1912).
В творчестве С. отражён процесс перехода от феодально - патриархального уклада к буржуазному. Драматург выступает в защиту свободы человеч. чувств в мире социального угнетения (образы Ана-ни и Микаела в пьесе "Ещё одна жертва"), развенчивает власть денег (образы буржуа Замбаховав "Хатабале", Зимзимова в "Пэпо"), страстно защищает идею социального равноправия. С большим художественным мастерством и сочувствием рисует драматург трудового человека, протестующего против социального неравенства (Пэпо).
С. призывал к демократизации т-ра, усилению его просветительной, воспитательной миссии. Утверждая своим творчеством принципы критич. реализма, общественно-обличительное направление в арм. т-ре, С. создал драматургию, глубокую по содержанию и богатую, разнообразную по форме. Пьесы С., в большинстве своём комедии, отличаются стройной композицией, ярким нар. юмором, достоверным изображением нравов старого Тифлиса, Персонажи пьес С., как главные, так и эпизодические, ярко индивидуальны, наделены сочной характерностью. Непревзойдённый мастер художеств. слова, С. строит блестящий, лёгкий сценич. диалог. Множество фраз из его пьес вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями. Драматургия С. явилась школой для арм. актёров. Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян, Г. Габриелян и мн. др. выросли на драматургии С. Комедии его сохраняются в репертуаре сов. т-ра. Ведущий арм. драм т-р (Ереван) носит имя С.
Большинство комедий С. вначале переводилось и ставилось на груз. сцене. Впоследствии пьесы его были переведены на азерб., укр., рус." нем. и франц. яз. С. часто выступал (особенно в 60-80-х гг.) как постановщик своих пьес. Он был одним из активных строителей нового арм. т-ра в 60-е гг., в 1879-82 входил в состав руководителей Тифлисского армянского т-ра.
С о ч.: на арм. языке- Полн. собр. соч., т. 1-4, Ер., 1951-61; в рус. пер.-Пьесы, М.-Л., 1949; Избранное, М., 1953.
Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян, Ер., 1956. Р. 3.
СУ НИ, Вальтер Эмильевич (р. 17.XII.1909) - карел. сов. актёр и режиссёр. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Депутат Верх. Совета Карел. АССР. С 1932-актёр фин. драм. т-ра в Ленинграде, с 1940 - фин. т-ра в Петрозаводске. Режиссёрской деятельностью начал заниматься с 1945. В фин. т-ре пост. спектакли:
"Ветер с юга" Грина (Гос. пр. СССР, 1950), "Любовь Яровая" (1952); "Сын рыбака" Лациса (1954), "На сплавной реке" Паккала (1946), "Все остаётся людям" Алёшина (1961), "Новые друзья" Викстрема (1950), "Хозяйка леса" Бабич и Палечек (1959), "Семеро братьев" Киви (1948), "Бессмертные звёзды" Иванова и Гракова (1958), "Второе поколение" Корнева (1960). Пост. ряд пьес карел, и фин. драматургов. Для реа-листич. творчества С. характерно внимание к психоло-гич. разработке характеров сценич. героев. Перевёл на фин. яз. пьесу "Любовь Яровая" и др. С. Кол.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое сундукян
Значение слова сундукян
Что означает сундукян
Толкование слова сундукян
Определение термина сундукян
sundukyan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |