Театральная энциклопедия - рахманинов
Рахманинов
рахманинов
РАХМАНИНОВ, Сергей Васильевич [20. II 1(1. IV). 1873, имение Онег Новгородской губ.,-28. II 1.1943, Биверли-Хилс, Калифорния] рус. композитор, пианист и дирижёр. Род. в дворянской семье. В раннем детстве учился игре на фп. под рук. матери Л. П. Рахманиновой (урожд. Бутако-вой) и А. Д. Орнатской, с 1883 в Петерб., с 1885 в Моск. консерватории у Н. С. Зверева. Начал сочинять музыку в 1887. В 1891 Р, окончил Моск. консерваторию по классу фп. А. И. Зилоти, в 1892 по классу композиции С. И. Танеева и А. С. Аренского. Экзаменационная работа Р,одноактная опера "Алеков (либр. Вл. И. Немиро-вича-Данченко по поэме "Цыганы" Пушкина, соч. 1892, пост. 1893, Большой т-р)была отмечена большой золотой медалью.
В 90-х гг 19 в. Р. выдвигается в первые ряды молодых рус. композиторов. Круг его творч. устремлений непрестанно расширяется. Он изучает нар. иск-во, творчество рус. и зап.-европ. классиков. Пишет инструмент, и вок. соч. разл. жанров, проявляет живой интерес к т-ру и лит-ре. С открытием Моск. Художеств. т-ра Р. становится ревностным его почитателем. В конце 90-х гг. начинается его длительная дружба с Ф. И. Шаляпиным.
Сезон 1897-98 Р. был дирижёром Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова; под его управлением шли оперы "Русалка", "Майская ночь", "Кармен" и др. Особенно плодотворной была работа Р.в Большом т-ре(1904-06). Дирижёрская деятельность Р. имела глубоко прогрессивное значение. Он выступал против обветшалой манеры исполнения, утверждал новые, подлинно жизненные нац. традиции истолкования рус. оперной классики. Р. восстанавливал подлинный текст композитора, сам проходил с певцами партии. Дирижируя операми, он раскрывал в них симф. начало, выразит, детали партитур. В его интерпретации обрели новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и др. В Большом т-ре Р. дирижировал также своими новыми операми:
"Франческа да Римини" (либр. М. И. Чайковского по Данте), "Скупой рыцарь" - на текст Пушкина (обе 1906). В 1900-е гг Р. начал работу над большими операми "Саламбо" (по о. п. Г. Флобера) и "Мон-на Ванна" (по о. п. М, Метерлинка) (оперы остались незавершёнными), создал 2-й и 3-й фп. концерты, прелюдии, романсы и др. соч.
С юных лет Р. много и с большим успехом концертировал в России и за границей и завоевал мировую славу как великий пианист и симфонический дирижёр.
В 1917 эмигрировал и с этого времени жил за границей, преим. в США, Находясь вдали от родины, Р. оставался рус. композитором. Мн. из его последних соч. отличаются яркими нац. чертами (3-я симфония и др.). Любовь Р. к родной стране проявилась в годы Великой Отечеств, войны, когда он дал ряд концертов в пользу Сов. Армии.
Творчество Р.- одно из ярчайших проявлений рус. муз. классики конца 19 - нач. 20 вв. Развивая традиции нар. реалистич. иск-ва Глинки, Чайковского, композиторов "Могучей кучки", Р. во многом обогатил эти традиции. Глубоко национальная по своему характеру, ярко эмоциональная, пронизанная пафосом борьбы и утверждения мужеств., волевого начала, музыка Р. явилась выражением передовых гумани-стич. стремлений своего времени. Композиторское и исполнительское творчество Р, по своей природе носило демократич. характер. В центре иск-ва Р.- человек, полный душевного благородства, страстно любящий жизнь, тянущийся к свету, к счастью. Нередко страдающий, он не склоняется перед испытаниями; в нём живёт чувство протеста, борьбы. Отсюда - острота конфликта, драматургич. замысла, волевое начало, ритмич. энергия, свойственные произв. композитора. Неотъемлемая черта творчества Р.- мелодич. насыщенность. По красоте тем, их эмоциональной выразительности и широте развития Р. может быть назван величайшим мелодистом 20 в. Вместе с тем его соч. отличаются богатством гармонич. языка и полифонич. развития, в них сказалось мастерское владение композитора инструмент, и вок. письмом.
Оперное творчество не было в центре внимания Р., тем не менее он создал значит, произв. в этом жанре, органично вошедшие в рус. оперную классику. Начиная с "Алеко", у Р. определился исключит. интерес к одной теме - драме человеческих страстей. Примыкая к лирико-психологич. направлению в рус. опере, оперы Р. отличаются особой сгущённостью эмоционального тона, концентрацией действия (очищенного от бытовых подробностей) на развитии чело-веч. чувств, трагич. развязкой. Напряжённость развития, сжатость драматургии - отличит, качества "маленьких оперных трагедий" Р. Оперы Р. идут на сов. сцене
Исполнительское творчество великого рус. артиста оказало плодотворное воздействие на иск-во мн. совр. пианистов и дирижёров. На музыку нек-рых его симф. соч. пост. балеты (в т. ч. "Паганини" М. М. Фокина по "Рапсодии на тему Паганини", 1934).
Лит. произведения и письма Р.- Письма (1890-1943 гг.). Ред., вступ. статья и комментарии 3. Апетянц, М., Музгиз, 1955.
Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945; Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова. Письма. Воспоминания, [под общей ред. В. М. Богданова-Березовского], Л.-М., 1949; С.В. Рахманинов. Сборник статей и материалов, под ред. Т. Э. Цытович, М.-Л., 1947 (имеется подрооная нотография и библиография); С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1947; С о л о в ц о в А., С. В. Рахманинов, М.-Л,, 1947;
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое рахманинов
Значение слова рахманинов
Что означает рахманинов
Толкование слова рахманинов
Определение термина рахманинов
rahmaninov это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |