Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - погодин

 
 

Погодин

погодин
ПОГОДИН (наст. фам. Стукало в), Николай Фёдорович [3(16).XI.1900-19.IX.1962] -рус. сов. драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). С 1920 начал работать журналистом. В 1922-30постоянный корреспондент и очеркист "Правды".
В 1929 П. написал пьесу "Темп", впервые показавшую на сов. сцене героику и пафос первой пятилетки. Пьеса эта, выдержанная в жанре "сценич. очерка", насыщена точно подмеченными характерными деталями. Но она представляла для т-ра значительные трудности: действие её не отличалось кон-центрированностью. продуманной организованностью, многочисл. эпизоды соединялись только тематически. В пьесе "Темп" определились характерные черты драматургии П.: мажорность, оптимизм, непринуждённая вольность композиции, естественное сочетание юмора и натети-ки. Пост. в 1930 Т-ром им. Вахтангова, пьеса "Темп" ставилась в Ленинграде (1930, Красный т-р), Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси и др. городах страны. Следующая значит, пьеса П.- "Поэма о топоре" (1931, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Анка - М. И. Бабанова, Степан- Д. Н. Орлов). Эта пьеса П. с полемич. остротой требовала от т-ра резкого поворота от психологизма и камерности, от проблематики этич. и моральной к новым, самой жизнью выдвинутым темам, и прежде всего к теме трудового энтузиазма, к воплощению поэзии созидания. П. увлекала задача построения целостного образа коллектива рабочих. В ряде первых пьес П. - "Темп", "Дерзость" (1930), "Снег" (1932), отсутствовал герой-индивидуум. П. защищал этот принцип, связывая его с пониманием документальности драматургии. В дальнейшем, однако, внимание П. было привлечено к индивидуализации образа передового человека современности, героя эпохи первых пятилеток. Таковы были образы Анки и Степана ("Поэма о топоре") и особенно образ Гая в пьесе "Мой друг" (1932, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Гай-М. Ф. Астангов). Сохранив непринуждённость и свободу драматич. композиции, П. выдвинул в этой пьесе на первый план гл. действующее лицо, показал природу энтузиазма Гая, его самозабвенную преданность созидательному труду. Тема труда, преображающего и духовно обогащающего людей, доминировала и в комедии П. "После бала" (1934, Моск. т-р Революции, Маша-Бабанова) и в пьесе "Аристократы" (1934, Реалистический т-р, реж. Н. П. Охлопков).
В 1937 П. написал пьесу "Человек с ружьём" (Гос. пр. СССР, 1941; 1937, Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; в роли В. И. Ленина- Б. В. Щукин), к-рая явилась началом его драматич. трилогии о В. И. Ленине. В 1941 была закончена вторая часть трилогии- "Кремлёвские куранты" (1942, МХАТ, реж. В. И. Не-мирович-Данченко и М. О. Кнебель; в роли В. И. Ленина - А. Н. Грибов). В 1958 написана "Третья патетическая" (1958, МХАТ, реж. М. Н. Кедров; в роли Ленина - Б. А. Смирнов). Ленинская трилогия П. явилась значит, вкладом в сов. сценич. иск-во. Образ В. И. Ленина в трилогии обладает историч. и психологич. достоверностью, жизненностью, ёмкостью и богатством содержания. П. удалось соединить точность в воспроизведении эпохи революции, военного коммунизма, нэпа с подлинной поэтичностью и глубоким лиризмом. Все пьесы, входящие в трилогию, с большим успехом идут во мн. т-рах страны. В 1959 за трилогию о Ленине удостоен Ленинской премии.
П. принадлежит ряд пьес, написанных в разл. жанрах: комедии - "Джиоконда" (1938), "Моль" (1940), "Когда ломаются копья" (1953), "Рыцари мыльных пузырей" (1955), "Маленькая студентка" (1959); историко-революц. пьесы-"Заговор Локкар-та" ("Вихри враждебные", 1953), "Багровые облака" (1955); драмы-"Сотворение мира" (1945), "Минувшие годы" (1948), "Мы втроём поехали на целину" (1955), "Сонет Петрарки (1957), "Цветы живые" (1960), "Верность" ("Чёрные птицы", 1961, Т-р им. Вахтангова). В пьесах П. остро чувствуется живое ощущение современности, прекрасное знание т-ра, опти-мистич. восприятие действительности. П.-автор мн. статей, поев. иск-ву т-ра. По его сценариям были сняты фильмы: "Заключённые", "Человек с ружьём", "Кубанские казаки" (Гос. пр. СССР, 1951), "Первый эшелон", "Вихри враждебные".
Соч.: Театр и жизнь, М., 1953; Собр. драматических произведений, т. 1-5, М., 1960-61.
Лит.: Юзовский Ю., Вопросы социалистической драматургии, М., 1934; Г у рви ч А., Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; его ж е, В поисках героя, Л.-М., 1938; Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л.,
1958; Б ы к о в а Ф. М., Драматургическая трилогия Н. Погодина о Ленине, Л.-М., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Анастасьев А., Трилогия Погодина о Ленине на сцене, М., 1964. К. Р.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое погодин
Значение слова погодин
Что означает погодин
Толкование слова погодин
Определение термина погодин
pogodin это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины