Театральная энциклопедия - пискатор
Пискатор
пискатор
ПИСКАТОР (P.iscator), Эрвин (р. 17.XII.1893)нем. режиссёр. В 1914 был практикантом в Мюнхенском придворном т-ре. Слушал лекции в ун-те по истории иск-в, философии и германистике. В 1919 вступил в Коммунистич. партию Германии. В 1919 открыл в Кенигсберге т-р "Трибунал", где ставил пьесы А. Стриндберга,Ф. Ведекинда,К. Штернхейма. В 1920-21 вместе с молодыми актёрами и любителями из рабочих организовал в Берлине "Пролетарский т-р". Совм. с участниками труппы написал и пост, пьесу "День России", призывавшую к активной поддержке Сов. России. Представления давались в залах рабочих собраний полулегально. В 1923-24 (совм. с драматургом Г. И. Рефишем) руководил Центр, т-ром, где пост. "Мещане" (1923); "Настанет время" Роллана (1923),
"Власть тьмы" (1924). По заданию Коммунистич. партии Германии написал и пост. по-литич. обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и "Несмотря ни на что" (1925). В 1924- 1927-режиссёр т-ра "Фолькс-бюне" (Берлин). В своих творческих исканиях П.опирался на революц. крыле зрительской организации "Фолькс-бюне". Здесь он поставил "На дне" (1927) и пьесы прогрессивных нем. драматургов:
"Парус над горизонтом" Леон-хардта (1925), "Кто плачет о Юкенаке" Рефиша (1925), "Буря над Готландом" Велька (1927; в этот спектакль были вмонтированы кинокадры из истории борьбы пролетариата в разных странах). Стремясь дать современное сценическое истолкование классики, П. пост. в 1926 в "Штатстеатре" спектакль "Разбойники" в совр. костюмах, с изменениями в тексте. В 1927 П. открыл в Берлине свой первый т-р - Т-р Пискатора. Здесь (в помещении "Лессинг-театра") он ставил антиимпериалистич. и антивоенные пьесы:
"Распутин" (1927, по мотивам пьесы А. Н. Толстого "Заговор императрицы"), "Гоп-ля, мы живём!" Тол-лера (1927), "Швейк" (1928, по роману Гашека). Из-за преследования властей и отдалённости от рабочих районов П. в 1928 закрыл т-р. В 1929 т-р под рук. П. открылся вторично в этом же помещении. Была пост. пьеса прогрессивного нем. драматурга В. Ме-ринга "Берлинский купец" (1929). В третий раз П. открыл т-р в 1930 в рабочем р-не Берлина (в помещении "Вальнертеатр"), к-рый работал до 1932. Здесь были пост. "Тай-Янг пробуждается" Вольфа (1931), "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1930), "Инга" Глебова (1931). При т-ре существовала студия.
В 30-е гг. П. был чл. исполнит, комитета Интернац. раб. театр. союза. В 1929 написал книгу "Политический театр", в к-рой рассказал о своей деятельности в области политич. революц. т-ра. Книга переводилась на мн. языки (в т. ч. на укр. и рус.) и заслужила высокую оценку сов. критики.
Режиссёрская деятельность П. имела большое значение для развития революц. т-ра и антифашистской драматургии в 20-30-х гг. 20 в. Под его рук. начали свой творч. путь мн. деятели театр. агитпропколлек-тивов - "Юнге фольксбюне", "Театра молодых актёров". П. сотрудничал с драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и др. Одним из первых в Германии выдвинул и осуществил идею политич. театра - т-ра революционного, призванного стать орудием в политич. борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-историч. явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определили новые режиссёрские приёмы. П. вводил в спектакль проекции статистич. таблиц, лозунгов, фотомонтаж, кинохронику, развёртывал действие одновременно на нескольких площадках, используя новые сценич. конструкции - движущиеся дорожки, сегментную сцену и т. д. Он организовывал дискуссии по социальным проблемам в зрительном зале* включая их в ткань спектакля.
После установления гитлеровской диктатуры П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем в США, участвовал в работе прогрессивных рабочих и студенч. т-ров. В 1947 возвратился в Германию, ставил спектакли в Мангеймском т-ре - "Разбойники" (1947); "Обыватель и поджигатели" Фриша (1959) и в ряде др. т-ров Зап. Германии. В Мюнхенском т-ре "Каммершпиле" пост. инсценировку "Беседы беженцев" Брехта (1962), в "Шиллер-театре" (Зап. Берлин) - инсценировку романа "Война и мир" Толстого (1952). С 1962 П.- художеств. рук. т-ра "Фрейе фольксбюне" (Зап. Берлин). Соч.: Das politische Theater, В., 1929. Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии Л.- М., 1933; Лацис А., Революционный театр Германии, М., 1935; J h e r i n g H., Von Bernhardt bis Brecht, B., 1962; K u p k e P., Piscator und sein politisches Theater, "Theater der Zeit", B., 1957, Studien JSi 5, Beilage zu Heft 11, Nov., S. 9-28. И. Н.
"ПИТЕР ГРАЙМС" ("Peter Grimes")-опера Б. Бриттена, либр. М. Слейтера по поэме Дж. Крабба "Местечко". Пост. 7 июня 1945, т-р "Сэдлерс-Уэллс", Лондон (дирижёр Гудол, реж. Крозье, худ. Грин, хорм. Мэлвилл; Питер Граймс - П. Пирс, Эллен Орфорд - Кросс, Тетушка - Коутс, Племянница 1-я - Тёрнер, Племянница 2-я - ?ауэр, Бальстрод - Джонс, миссис Седли - Якопи, Суал-лоу - Бреннигем). Опера ставилась во мн. т-рах мира. В Сов. Союзе впервые показана 20 марта 1964 в концертном исполнении, Ленингр. филармония (дирижёр Далгат, реж. Слуцкая, хорм. Сандлер; Питер Граймс - Заринь, Эллен Орфорд - Богданова, Бальстрод - Почиковский). Пост. в дек. 1964 в Латв. т-ре оперы и балета, Рига (дирижёр Тоне, реж. Я. Заринь, худ. Вардаунис, хорм. Меднис; Питер Граймс-К. Заринь и Фишер, Эллен Орфрод-Гейне-Вагнер и Р. фринберг, Бальстрод - Гравелис). 1965, ГАТОБ.
Издания: "П. Г." - клавир. L., Boosey "fe Hawkes [1945J. Я. Гр.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое пискатор
Значение слова пискатор
Что означает пискатор
Толкование слова пискатор
Определение термина пискатор
piskator это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |