Театральная энциклопедия - перрб
Перрб
перрб
ПЕРРб (Perrault), Шарль (12.1.1628-16. V.I 703)франц. писатель, теоретик иск-ва. Чл. Франц. академии (с 1671). Играл ведущую роль в т. н. "споре о древних и новых авторах", к-рый разделил литератур но-театр. круги на два враждебных лагеря. П. утверждал идею превосходства совр. ему франц. лит-ры над древней, отвергая каноны классицизма, приближая лит-ру к реалистич. изображению действительности. Свои теоретич. принципы П. воплотил в поэтичных сказках, осн. на нац. фольклоре и получивших широчайшую известность не только во Франции, но и в др. странах. Его "Золушка" ("Сандрильона") стала основой опер Н. Изуара (1810), Дж. Россини (1817), Ж. Массне (1899), муз. комедии М. Бон-темпелли (1942) и др. На сюжет "Красной шапочки" написана одноим. опера Ф. А. Буальдьё (1818). Особенно широкое распространение получили сюжеты П. в балете. Во Франции в 19 в. появились балеты "Сандрильона" Сора (1823), "Спящая красавица" Герольда (1829); в России в 1815 пост. балет "Сандрильона" Штейбельта и др. В 1890 пост. получивший мировую известность балет Спящая красавица" Чайковского. Среди др. хореографич. произв., созданных по П.,"Золушка" Фитингоф-Шеля (1893), "Синяя борода" Шенка (1896), "Мальчик-с-пальчик" Варламова (1896). Одним из лучших сов. балетов является Золушкаь Прокофьева (1945). Инсценировки сказок П. ставятся на сцене сов .т-ров для детей, кукольных и оперно-балетных т-ров: "Красная шапочка"(Ленингр. Новый ТЮЗ, 1936), "Кот в сапогах" (Ленингр. ТЮЗ, 1939), балет "Кот в сапогах" Гомоляки (1961, Донецкий т-р оперы и балета) и др. Л. Лев"
П‚РСЕЛЛ (Purcell), Генри (1659. Лондон,- 21.XI. 1695, там же) - англ. композитор. Музыке учился у Дж. Блоу. В 1669-73 пел в королевской капелле. С 1679 - органист при Вестминстерском соборе. Муз. наследие П. многообразно. Вершина творчества П.- первая англ. нац. опера "Дидона и Эней" на античный сюжет (пост. в пансионате для девушек в Чел-си, 1689). Это камерная опера, обладающая сквозным муз. развитием. Произв. П. присущи гармонич. свежесть . и смелость, глубокая выразительность при сдержанности чувства. Стремление к драматич. правде, простота, психологич. тонкость, лаконичность средств сближают П. с К. Монтеверди и ранней итал. оперой, но муз. форма и язык оперы П. находятся в русле развития англ. музыки, следуют традициям родоначальников англ. оперы - Дж. Блоу, М. Локка. Близка по жанру к опере музыка к патриотич. драме "Король Артур" Драй-дена (1691) - одно из выдающихся соч. П., а также "Прорицательница, или История Диоклетиана" (по о. п. Бомонта и Флетчера, 1690), "Королева фей" (по комедии "Сон в летнюю ночь", 1692) (все пост. в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон), "Индийская королева" (1695, т-р "Друрд-Лейн"), "Буря" по о. п. Шекспира (соч. 1695). П. написал музыку к 47 пьесам, в т. ч. "Тимон Афинский" Шекспира (1694), "Бондука" Бомонта и Флетчера (1695), "Вольнодумец" Шедуэлла, на сюжет о Дон Жуане (1692), "Эдип" Драйдена и Ли (1692). В 1876 в Лондоне осн. "Об-во П.". Опера "Дидона и Эней" ставится и на совр. сцене.
Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931; А г u n de I I D., H. Purcell, L., 1927; Sietz R., H. Purcell, Lpz.. 1955; Westrup J. A., Purcell, 4 ed., L., 1960; Ravenzwaaij G. van. Purcell, Haarlem- Antw.- Gent, 1954. Ал М ПЕРСИДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. О древнем театр. иск-ве Ирана сведений не сохранилось, но мн. обряды содержали элементы театрализации (напр., празднество по случаю рождения ребёнка). На надгробиях встречается изображение группы людей (очевидно, актёров), ведущих хоровод. Исполнители, входившие в сословие музыкантов, почитались как высшая каста. Сохранились также сведения о т-ре "базигер", напоминающем ср.-век. жонглёров или скоморохов. Соединяя в себе элементы комедии фарсов, они иногда содержали социальную сатиру. В Др. Иране было развито иск-во пантомимы и теневого т-ра. Сохранились сведения и о представлении масок, обрядовом представлении - саде. Нек-рые виды театрализованных обрядов разыгрываются совр. любит, труппами: новруз (день весеннего равноденствия), мехреган (праздник сбора урожая) и др.
Лит-ра Иран. средневековья не знала жанра драмы. С 10 в. существует нар. мистерия. Она устраивалась ежегодно находила в обряд "шахсей-вахсей". Тексты мистерии появились ок. 17-18 вв. Они положили начало одному из видов перс. трагедии - тазийе, к-рая повествует о гибели героя шиитского святого имама Хусейна (680 н. э.). Представление этих трагедий состояло из мистериального шествия, к-рое затем завершалось исполнением пьесы. В Иране до 30-х гг. 20 в. существовали бродячие актёры (мас-харебаз), разъезжавшие по городам и сёлам и разыгрывавшие на импровизированной сцене небольшие пьески, в них высмеивались представители местных властей, мусульманское духовенство, деревенские торговцы и др. С установлением диктатуры Реза-ша-ха. Пехлеви (1925-41) мн. виды нар. сценич. иск-ва в больших городах были запрещены, бродячих актёров преследовали, но выступления т-ра марионеток (хеймешаб-бази) и т-ра "петрушек", близкие по форме к нар. представлениям, продолжались. Т-ры эти ставили пьесы на бытовые темы, политич. сатиры и др.
В конце 19 в. в связи с проникновением в среду интеллигенции зап.-европ. культуры возник интерес к сценич. иск-ву. На празднествах новруза и др. при дворе Наср-эд-дин-шаха (1848-96) разыгрывались небольшие пьески бытового и сатирич. характера. В 1890 для дворцовой знати был создан первый гос. т-р при Политехнич. уч-ще Дар-оль-фонун. Его организатором был Мирза Али Акбар-хан Наггаш-баши, к-рый стал одним из основоположников совр. проф. перс. т-ра. Вначале на сцене этого т-ра ставились переделки произведений европ. драматургов. В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкули-мирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Тегеране в 1906.
В 1914-18 в Иране гастролировали сев.-азерб. и рус. артисты. В это же время было переведено и пост. на перс. сцене много азерб. муз. комедий и драм:
"Аршин мал алан" и "Асли и Керем", "Мешеди Ибад" Гаджибекова и др. При поддержке меценатов создано первое театральное акционерное об-во "Фарханг" ("Культура") в Тегеране, при к-ром работала труппа, ставившая злободневные пьесы. Затем был создан Нац. т-р, в 1917- т-р "Иранская комедия", использующий опыт европ. т-ра. Большое значение в создании этих двух нац. т-ров имела деятельность актёра Сейед Али Насра. Т-р "Иранская комедия" подготовил первых актрис (ранее женские роли исполняли мужчины). В 1923 композитор Али Наги Вазири организовал труппу, исполнявшую отрывки из опер и оперетт в гг. Тегеране, Реште, Пехлеви и др. В 1925 под рук. актёра Мохаммеда Захироддина был основан т-р "Ко-медийе ахван" ("Комедия братьев"), где выступали актёры: Хасан Сияси, Махмуд Илахи, Рафи, Халати, Лоретта и др. В 1926 в Тегеране был организован театр.-муз. клуб "Джамеэйе барбад", спектакли к-рого оформляли первые театр. художники С. Керманшахи, Халати, Садри и др. Затем клуб был реорганизован в Нац. т-р, к-рый ставил пьесы, основанные на фольклорном материале. В начале 30-х гг. Керманшахи организовал Театр-студию в Тегеране, где впервые в Иране применил вращающуюся сцену. Студия Керманшахи стала центром передового перс. театр. иск-ва, школой актёрского мастерства. В эти же годы получают дальнейшее развитие провинциальные т-ры городов Решта, Мешхеда, Исфахана, Хамадана и др. По мере развития нац. т-ра росла потребность в нац. драматургии. Иран. драматурги создают патриотич. пьесы из прошлого своей страны: "Надир-шах Афшар", "Шах Аббас Кабир" Рахим-заде Сафави, "Арусе сасан" Реза Кемалъ (Шахр-заде) и др. Популярность получили комедии на социально-бытовые темы: "Джиджак Али-шах" Забиха Бехзаде (1926), "Джафар-хан приехал из Европы" Хасана Могдама (1926), "Нищее дитя" Эшки (1922), "Недоверчивый муж" Везири и др. Значит, место занимали инсценировки нар. романов: "Лейли и Медж-нун", "Юсуф и Зулейха", "Хосров и Ширин", "Сулей-ман и Бельгис" и др. i
В период 1942-49, когда репрессии в Иране были ослаблены, из тюрем и ссылок возвратились многие прогрессивные театр. деятели, наметился нек-рый подъем театр. иск-ва. Возобновили свою деятельность т-ры в столице и провинциях. В Тегеране возникло Акционерное об-во актёров, к-рое основало т-ры "Хонар", "Гоухар", "Театре кешвар". А. Нушин, один из активных театр. деятелей, организовал в Тегеране т-р "Фарханг" (позднее наз. "Фирдоуси", затем "Саади"). В период разгула реакции 30-х гг. деятельность Ну-шина способствовала утверждению прогрессивных тенденций в П. т. ид. В работе Иран. т-ров принимали участие члены Нар. партии. Их деятельность способствовала творч. росту театр. коллективов. Впервые в истории Иран. т-ра была осуществлена пост. пьес из жизни рабочих ("Ранний петух" Ну-шина и др.), на социально-политич. темы ("Мардом" Нушина, "За родину" Реза Азарахши, "Падение кабинета" Амини, "Свобода по поручительству" и др.). Ставились также пьесы историч. и бытовые ("Атабек Азам" и "Амир Кебир" Джаннати, "Срочная женитьба" Хасана Херадманда, "Развод" Хасан Али Насра и др.). Сначала 1949 прогрессивные театр. деятели и организации вновь подвергались репрессиям, была запрещена Нар. партия и установлена строгая цензура. Многие т-ры закрылись, в 1953 в Тегеране сгорел лучший т-р страны "Саади". Театр. иск-во Ирана с 50-х гг. пришло в упадок. В 60-е гг.*в Иране существуют частные т-ры: в Тегеране - "Бар-бад", "Тегеран" и др.; в Мешхеде-"Нац. т-р"; в Исфахане - "Сепахан"; в Хамадане - "Буали" и др.
С 1952 в Тегеране выходит журн. "Театр" (с 1958- "Театральный журнал").
Лит.: Бертельс Е.Э., Персидский театр. Л., 1924;
Комиссаров Д. С., Очерк совр. персидской прозы, М., 1960;ФекриГ., Тарихчейе сийопандж салейе театре Иран (30-летняя история иранского театра), "Салнамейе Парс", Тегеран, 1947; Абульгасем Джаннати Атаи, Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. X. К.-О.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое перрб
Значение слова перрб
Что означает перрб
Толкование слова перрб
Определение термина перрб
perrb это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |