Театральная энциклопедия - немецкий
Немецкий
немецкий
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР им. Макса Рейн-х а р д т а (Мах Reinhard t Deutsches Theater) дра-матич. т-р в Германии. Находится в Берлине (ГДР). Здание т-ра построено в 1848 для летнего т-ра, в 1850 перестроено для постоянного гор. т-ра ("Фридрих-Вильгельм-штедтишестеатер"), к-рый успешно конкурировал с придворным Королевским т-ром. Т-р включал в репертуар зингшпили ("Два стрелка", "Браконьер" Лортцинга), драмы и комедии ("Журналисты" Фрейтага, "Королевский лейтенант" Гуцкова). Здесь выступали знаменитые в Европе театр. коллективы и артисты (Э. Росси, Т. Сальвини, А. Зоннен-таль, И. Левинский, в 1874 Мейнингенский т-р).
В 1883 здание т-ра приобрёл драматург Л'Арронж, к-рый стал его директором (1883-94). Совм. с актерами Э. Поссартом, Л. Барнаем, А. Форстером, 3. Фридманом, Ф. Гаазе, Л'Арронж открыл в этом помещении Н. т. ("Дёйчес т-р"), товарищество актёров-пайщиков, стремившихся создать нац. т-р с единым художеств. ансамблем и преимущественно с классич. репертуаром (прежде в Германии подобного нац. театр. центра не существовало).
Открытие т-ра состоялось 29 сент. 1883 трагедией "Коварство и любовь" в пост. Фёрстера. В спектакле были заняты: И. Кайнц (Фердинанд), Л. Барнай (Президент),'3. Фридман (Вурм), Ф. Гаазе (Кальб), А. Фёрстер (Миллер). В первый сезон ставились трагедии: "Дон Карлос" (спектакль шёл два вечера, реж. Л. Барнай; Карлос - Кайнц), "Разбойники"; "Ифи-гения в Тавриде" Гёте (Пилад - Кайнц), "Ромео и Джульетта" (Ромео - Кайнц). Во втором сезоне были осуществлены пост. пьес Гёте "Гёц фон Берлихинген", "Торквато Тассо", "Эгмонт" и др.; "Вильгельм Телль" Шиллера, "Эмилия Галотти" Лессинга, "Принц Фридрих Гомбургский" Клейста, "Король Лир". В отличие от придворных и частнокоммерч. т-ров, Н. т. продолжал лучшие реалистич. традиции нем. театрального иск-ва. В труппу т-ра входили также актёры:
А. Зорма, А. Гаверланд, Г. Ниман-Рабе, Г. Кадель-бург, Л. Дюмон (с 1885), Э. Леман (с 1891). Однако из-за отсутствия единых творч. принципов у руководителей т-ра в его репертуар проникали незначит. комедии, фарсы, сентиментально-мещанские пьесы Л'Арронжа, псевдоисторич. трагедии. Нем. социаль-но-критич. драма здесь не ставилась. В силу этого ведущие актёры покинули т-р.
В 1894-1904 Н. т. возглавлял лит. критик и режиссёр О. Брам сторонник натуралистич. направления в иск-ве. Во время режиссёрской деятельности Брама на сцене Н. т. были осуществлены пост. спектаклей "Ткачи" (1895), "Возчик Геншель" (1898), "Флориан Гейер", "Потонувший колокол" (оба в 1896), "Вознесение Ганнеле", "Праздник примирения", "Роза Бернд" (1903) Гауптмана, "Нора", "Привидения", "Джон Габриэль Боркман", "Дикая утка", "Враг народа", "Столпы общества" Ибсена и др. Ведущими актёрами Н. т. в эти годы были: Э. Рейхер, Р. Ритнер, Э. Леман, Р. Бертенс, О. Зауэр, Л. Дюмон, А. Бассер-ман, Ф. Кайслер, Р. Валлентин. В 1895 Брам привлёк в труппу М. Рейнхардта, окончившего театр. школу при Венской консерватории (Рейнхардт играл в Н. т. роли Энгстранда, Фольдала - "Привидения", "Джон Габриэль Боркман" Ибсена). В 1900 Брам пост. "Власть тьмы" Л. Толстого (Аким - М. Рейнхардт). Брам стремился преодолеть декламационность и ложный пафос, царившие на сценах придворных т-ров. В Н. т. в этот период сформировался ансамбль актёров, создавших углублённые психологич. образы. Но следование принципам натурализма в режиссёрском иск-ве (фотографич. точность в изображении быта, подчёркнутая будничность происходящего, сознательное приглушение героики) ограничивало выбор репертуара, иногда приводило к искажениям идейно-художеств. замысла классики (провал трагедии "Коварство и любовь", 1894, превращённой в бытовую драму), мешало творч. развитию актёров.
После кратковременного директорства драматурга П. Линдау т-р в 1905 возглавил М. Рейнхардт, получивший к этому времени известность пост. классич. спектаклей в "Малом" и "Новом" т-рах. Рейнхардт руководил Н. т.до 1-й мировой войны,а затем с нек-ры-ми перерывами до 1933, когда он был вынужден эмигрировать из фашистской Германии.
В 1905-14 репертуар т-ра состоял гл. обр. из произв. классики, среди к-рых первое место занимала драматургия Шекспира: "Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь" (обе в 1905), "Зимняя сказка" (1906), "Ромео и Джульетта" (1907), "Король Лир" (1908), "Гамлет", "Укрощение строптивой" (обе в 1909) и др.
Нек-рые произв. Шекспира ставились в разл. реж" редакциях Рейнхардта (напр., "Гамлет", "Сон в летнюю ночь"). Большое место в репертуаре занимала нем. классика: "Совиновные" (1906), "Фауст" (1909) Гёте, "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе" (обе в 1908), "Мессинская невеста" (1910) Шиллера, "Кетхен из Хейльбронна" (1905), "Принц Фридрих Гомбургский" (1907) Клейста, "Минна фон Барнхельм" Лессинга (1904). В репертуар т-ра были включены произв. Грильпарцера, Хеббеля, античная драматургия; ставились драмы совр. писателей-Гофмансталя, Веде-кинда. Рус. драматургия была представлена произв. Л. Толстого-"Живой труп" (1913, Фёдор Протасов Моисеи), Гоголя - "Ревизор" (1907) и др. Во время первой мировой войны, несмотря на цензурные ограничения, молодёжная студия под рук. режиссёра Г. Геральда ставила пьесы А. Цвейга, Р. Геринга, Р. Зорге. Были пост. также пьесы: "Солдаты" Ленца и "Смерть Дантона" Бюхнера.
Кризис бурж. иск-ва сказался и на театр. деятельности Рейнхардта, в его творчестве усилились субъективистские мотивы. Однако в Н. т. гл. внимание по-прежнему уделялось актёрскому творчеству. В 1905 при Н. т. открылась театр. школа, подготавливавшая актёров для Н. т. В т-ре был создан прекрасный ансамбль, в труппу входили Г. Эйзольд, А. Моисеи, Л. Хёфлиг, М. Купфер, П. Вегенер, В. Краус, Э. Яннингс, Г. Кернер, Э. Дейч, Ф. Кортнер, В. Арнольд, А. Штрауб, Р. Шильдкраут, Ф. Кайслер, Э. Бергнер, Э. Клёпфер, Г. Георге, Э. Винтерштейн, О. Гомолка, Г. Грюндгенс, Г. Мюллер и мн. др. На сцене т-ра применялись новые средства театр. техники (вращающаяся сцена, пневматич. декорации). В спектаклях широко использовались пантомима, акробатика, танец, большое внимание уделялось музыке, живописи, свету, декорациям и др. В 20-х гг. временное финансовое объединение Н. т. с др. берлинскими т-рами, проведённое из-за коммерч. соображений (организация т. н. театр. трестов), препятствовало планомерной работе. Художеств. руководители, часто сменявшиеся (Ф. Холлендер, К. Розен, Г. Ге-ральд, К. X. Мартин) в период временной работы Рейнхардта в др. т-рах, были не в состоянии выработать чёткую репертуарную линию. В репертуар т-ра включались фарсы, детективные драмы и др. В т-ре в это время работали выдающиеся актёры (В. Краус, Э. Бергнер), но их мастерство не могло скрыть недостатки репертуара. После прихода фашизма к власти кризис т-ра усилился, многие актёры эмигрировали из страны.
После разгрома фашизма Н. т. включился в строительство новой демократич. культуры. В 1945 т-р пост.спектакль "Натан Мудрый" Лессинга, к-рый ранее был запрещён фашистской цензурой. В гл. роли выступил П. Вегенер. В 1945-46 т-р возглавил драматург и режиссёр Г. Вангенхейм, в 1946-63 худ. рук. т-ра был режиссёр и актёр В. Лангхофф. В 1963 его сменил В. Хейнц. Активное участие в деятельности т-ра принимал П. Вегенер.
Продолжая нац. реалистич. традиции театр. иск-ва, т-р осуществил пост. произв. Гёте, Шиллера, Лессинга, Бюхнера, Шекспира. Рус. классика была представлена пьесами: "Дядя Ваня" (1945), "Ревизор" (1950), "Гроза" (1951), "Волки н овцы" (1948), "Бешеные деньги" (1954). Т-р познакомил нем. зрителя с сов. драматургией. Большим событием театр. жизни ГДР явился спектакль "Беспокойная старость" (1946, профессор Полежаев - П. Вегенер). Были осуществлены пост. пьес "Егор Булычев и другие" (1952), "Сомов и другие" (1954) Горького, "Платон Кречет" (в нем. пост. "Хирург", 1951), "Шторм" (1957);
"Поднятая целина" Шолохова, инсц. Т. Лондона (1959), "Иркутская история" Арбузова (1962), "Человек с ружьём" (1962). На сцене Н. т. широко представлена совр. нем. антифашистская драматургия: "Страх и отчаяние в третьей империи" Брехта (1948), "Бомарше" (1946), "Томас Мюнцер" (1953) Ф. Вольфа, "Пастор Халль" Толлера (1947), "Невеста голландца" Штрит-маттера (1958). В Н. т. и его филиале-т-ре "Каммер-шпиле"-ставятся произв. драматургов социалистич. стран ("Бригада шлифовальщика Кархана" Кани, 1951) и прогрессивных драматургов Зап. Европы и Америки. После 1945 труппа т-ра пополнилась талантливыми актёрами и режиссёрами (В. Хейнц, Э. Калер, Г. Гроссе, И. Келлер, X. Дринда и др.). На сцене т-ра в 50-60-е гг. выступали известные нем. актёры - Г. Мюллер, Э. Винтерштейн, П. Бильдт, А. Вешер, В. Клейнау (Егор Булычов, Городничий; Васильков - "Бешеные деньги"), Э. Буш (Фучик - "Прага остаётся моей" Буряковского, нем. назв. "Юлиус Фучик";
Майоров - "Глубокая ' разведка" Крона; Мефистофель, Яго).
Лит.: Гвоздев А., Зап.-европ. театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.М., 1939; В a b J., Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928; 25 Jahre Deutsches Theaters, hrsg. von H. Rothe, Munch., 1930; Reinhardt und seine Buhne, hrsg. von E. Stern und H. Herald, B., 1919; Jacobsohn S., Max Reinhardt. 5. Aufl., B., 1921; J herin g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61; Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957. И. Н.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое немецкий
Значение слова немецкий
Что означает немецкий
Толкование слова немецкий
Определение термина немецкий
nemeckiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |