Театральная энциклопедия - немецкая
Немецкая
немецкая
НЕМЕЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение Н. д. связано с нар. иск-вом шпильманов, к-рое встречало сильное противодействие церкви. В дальнейшем развитие драмы в Германии в средние века, как и в др. странах Зап. Европы, протекает в рамках духовной драмы, возникшей из нек-рых частей католич. мессы. В 14-15 вв. появляются разработанные типы духовной драмы литургическая драма, рождественская Драма, Драма О страстял 'Христовых. Постепенное включение ." ; ррит-уалыюе действо бытовых эпизодов, связанных с совр. жизнью, расширение игрового начала, нар. элементов привели к переносу действия из храма на площадь и улицы города, к замене латинского языка немецким. Эти тенденции становятся основой мистерии, выражающей идейные и эстетич. запросы нем. бюргерства. В 14-15 вв. наряду с мистериями на традиц. евангельские сюжеты начинают развиваться миракли драмы на сюжеты из жизни святых и легенд ("Миракль о Теофиле", 15 в., "Госпожа Ютта" Дитриха Шернберга, ок. 1490). Это свидетельствовало о дальнейшем обмирщении религ. драмы. В 15 в. появились светские пьесы на сюжеты из героич. эпоса, артуровских сказаний, нар. песен ("Игра о Нейдхарте"), получил распространение жанр фастнахтшпиля ("масленичных игр"). Эти комич. пьесы (среди авторов Г. Розенплют и Г. Фольц из Нюрнберга), рассчитанные на вкусы гор. публики, часто включали и социальные моменты. Выдающиеся образцы гуманистич. драмы комедии "Хенно" и "Сергий" И. Рейхлина.
После утверждения протестантизма появилась поле-мич. драма, защищавшая его принципы (лат. школьные драмы Т. Наогеорга, нем. библейские драмы И. Греффа, Б. Крюгера, П. Ребхуна). Протестантизм, воспринятый как освобождение от духовного гнёта, стимулировал дальнейший расцвет драмы в творчестве мейстерзингеров, и прежде всего Г. Сакса. Его фаст-нахтшпили, комедии и трагедии отличаются разнообразием тематики и лит. мастерством. Сакс заимствовал сюжеты из Боккаччо и др. писателей, из шван-ков, внося в пьесы элементы совр. быта и психологии. Одновременно в Германии развивалась протестантская школьная драма, иезуитская драма и т. д.
В конце 16-17 вв. в Германии выступали "англий-ские комедианты", к-рые оказали нек-рое влияние на Н. д., тяготевшую к тем же формам построения, что и англ. драма, но отстававшую от неё. В подражание англичанам писал пьесы герцог Генрих Юлиус Брауншвейгский ("Сусанна" и др.).
К 17 в. относится творчество А. Грифиуса, выразившее трагизм и противоречия эпохи Тридцатилетней войны. Ему принадлежат образцы трагедии ("Лев Армянин", 1646), драмы из жизни простых людей ("Кар-денио и Целинда", 1657), комедии ("Господин Петер Сквенц", 1663, где использованы мотивы "Сна в летнюю ночь"). На его творчестве сказалось воздействие классич. драмы (голл. драматург И. Вондел) и сти-листич. норм барокко. В условиях раздробленности Германии художеств. достижения Грифиуса не могли получить широкой обществ, поддержки и продолжения в творчестве др. драматургов, но демократич. тенденции в Н. д. всё же существовали (комедии X. Вейзе и X. Рейтера). Формально Грифиусу следовал Д. К. Лоэнштейн, автор патетич. трагедий из римской истории, перенёсший в Н. д. традиции историч. драмы иезуитов. В то же время в нем. т-ре были распространены т. н. "главные и государственные действа" - кровавые трагедии на историч. или библейские сюжеты, призванные поражать зрителя, рассчитанные на непритязат. вкусы горожан.
В 18 в. раздробленная феодальная Германия переживала глубочайший политич. кризис, в условиях к-рого как форма духовной оппозиции протекала активная творч. и идеологич. деятельность представителей нем. Просвещения. "Эта позорная в политическом и социальном отношении эпоха была в то же время великой эпохой немецкой литературы" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 562). Вначале Н. д. развивалась под воздействием классицизма, принципы к-рого переносил на нем. почву И. X. Готшед. Он стремился искоренить "грубую" драму, царившую в нем. т-ре, но при этом изгонял из Н. д. и нар. элементы, устанавливал ограничения класспцистич. правил. Дав талантливого драматурга в лице И. Э. Шлегеля, класспцистское направление изжило себя уже к сер. 18 в., когда в Германии появились зачатки мещанской драмы (X. Ф. Вейзе, X. Ф. Геллерт).
Подлинным реформатором Н. д. и т-ра стал Г. Э. Лессинг. Начав с комедий в классици стеком стиле, он написал в 1755 драму "Мисс Сара Сампсон", где использовал опыт бурж. англ. драмы. В "Гамбургской драматургии" (1767-69) Лессинг глубоко обосновал эстетику и поэтику новой драмы, выражавшей демократич. тенденции. В драме "Эмилия Галотти" (1772) Лессинг дал образец трагедии, в к-рой трагизм вытекал не из классицистского нормативного пафоса, а из самого жизненного материала, выбранного в соответствии с просветительским идеалом гуманизма. Драма "Натан Мудрый" (1778) явилась первой нем. драмой идей. '
В 70-е гг. 18 в. в Германии существовало лит. направление, называвшееся "Буря и натиск" ("81;игт ипс1 Огап", по драме М. Клингера "Буря и натиск", 1776). Это течение поставило в центр драм. действия бурную, мятущуюся личность, протестующую против безысходных условий жизни. В драмах штюрмеров звучали мотивы социального протеста - Клингер, Р. Ленц ("Гофмейстер", 1774, "Солдаты", 1776), Г. Л. Вагнер ("Детоубийца", 1776) и др. К духу этого направления примыкала и первая юношеская драма Шиллера "Разбойники" (1780), в то время как последующая драма Шиллера "Коварство и любовь" (1783) явилась, по словам Энгельса, "...первой немецкой политически-тенденциозной драмой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 395). В "Заговоре Фиеско" Шиллера (1783) и в трагедии Ге "Эгмонт" (1787) идея свободолюбия и тираноборчества была выражена с ясностью, далеко превосходившей индивиду алистич. и часто бесцельный протест бурных гениев. Тенденция к обобщению острых проблем современности, к их символич. выражению, стремление к гармонич. идеалу, к внутр. идейной насыщенности нашли замечат. художеств. выражение у Гёте ("Ифигения в Тавриде", 1787; "Торквато Тассо", 1790). Эстетич. принципы сложившегося у Гёте нового классицизма, называемого обычно "веймарским", сказались и в творчестве Ф. Шиллера ("Дон Карлос", 1787). Но уже в исторических драмах Шиллера традиции веймарского классицизма подвергаются разложению, в них проникают и реалистические тенденции ("Лагерь Валленштейна", 1797, "Вильгельм Телль", 1805). В драмах, исполненных героического пафоса, Шиллер стремился постигнуть закономерности истории, что для него значило постижение законов самой жизни.
Мещанская драма в нач. 19 в. обрела своего "классика" в лице А. Коцебу, к-рый в своих многочисл. пьесах утверждал сентиментальную мораль мещанства и завоевал большую популярность у мелкобурж. публики.
В резкой форме выступили против этих тенденций в своих драматич. произв. нем. романтики. Классич. образцом осмеяния бюргерства была сатирич. пародийная комедия Тика "Кот в сапогах" (1797). Но драматич. произв. Тика и др. романтиков: Ф. Шлегеля, А. В. Шлегеля, Л. А. Арнима, К. Брентано, И. Эй-хендорфа не получили сценического воплощения, т. к. авторы сознательно пренебрегали приёмами совр. им т-ра.
Особое место в Н. д. нач. 19 в. занимает Г. Клейст. Отказываясь от драм. канонов предшествующих десятилетий, он обращался к античной трагедии и к лучшим образцам Н.д., находил новые пути отражения трагического в жизни. Пьеса "Кетхен из Хейльбронна" (1808) еще близка к романтизму своим мистич. звучанием. Впоследствии фанатич. жажда свободы в "Битве Германа" (1808) сменяется тонким психологизмом "Принца Фридриха Гомбургского" (1810). Народным духом отличается комедия "Разбитый кувшин" (1808).
Философским обобщением эпохи явилась драма Гёте "Фауст". Эта драма, символически представляющая путь человека от рождения до смерти, поднялась над уровнем просветительства, воплотив в себе слияние конкретного и общего, непосредственного и философского. "Фауст" вызвал многочисл. подражания (одно из них - драм. миф К. Иммермана "Мерлин", 1832).
В репертуар нем. т-ра 19 в. вошла драматургия Ц. Вернера, представителя т. н. "трагедии рока", появление к-рой было подготовлено трагедией "Мес синская невеста" Шиллера, драмами "Прощание" Тика (1797) и "Семейство Шроффенштейн" Клейста (1801). Этот жанр явился симбиозом трагедии и бытовой драмы. Он был построен на одном варьируемом сюжете о судьбе, к-рая преследует членов рода на протяжении многих поколений ("24 февраля" Вернера, 1810, и др.). Др. популярными представителями "трагедии рока" были А. Мюльнер и Э. Хувальд. "Трагедия рока" была осмеяна А. Платеном в его пародийной трагедии "Роковая вилка" (1826) и др.
С развитием капитализма в Германии в 19 в. и обострением классовых противоречий перед нем. драматургами встала задача осмысления новых общественных отношений. Развитие реализма в Н. д. связано с тем обобщённым отражением действительности теми выразит, средствами, к-рые были выработаны в эпоху Просвещения и романтизма. Уже в 20-е гг. творчество X. Граббе определяет новые тенденции в Н. д. В историч. драмах он решал тему героя и народа, показывая роль масс, выражал настроения франц. революций 1789-94 и 1830. То, что не получи-ло художеств. претворения в пьесах Граббе, воплотил Г. Бюхнер в своей пьесе "Смерть Дантона" (1835). Утверждение революции и протест против тирании получили в пьесах Бюхнера новую форму; в драме Бюхнера обобщение действительности сочетается с непосредственным детальным изображением жизни, он отказывается от стихотворной формы и обращается к выразительной прозе, передающей ритм бурной эпохи.
Творчеству Бюхнера противостояла драматургия Хеббеля и, с другой стороны, пьесы представителей ((Молодой Германии". Хеббель использовал новые средства для создания поэтич. историч. драмы. Он отстаивал ("Мое слово о драме", 1843) философскую, идейную драму, в к-рой совр. проблемы раскрываются в рамках историч. и библейских сюжетов.
Драматургия "Молодой Германии" свидетельствовала об идейной слабости этого направления. Радикализм К. Гуцкова не получил выражения в его пьесах, несмотря на успех драмы "Уриэль Акоста" (1846). Ещё меньшее значение имело творчество Г. Лайбе. В историю Н.д. благодаря переписке Маркса, Энгельса и Лассаля вошла драма Ф. Лассаля "Франц фон Зикинген" (1859), созданная в традиц. манере историч. трагедии, но принципы реалистич. драмы, изложенные Марксом и Энгельсом, не были в те годы реализованы в Германии.
Кризисные явления традиц. драмы отчётливо проявились у О. Людвига ("Маккавеи", 1852). Этот жанр был обречён и попытки его возрождения (Э. Вилъден-брух) приводили к явлениям реакционным в идейном и художеств. отношении. В драме "Наследственный лесничий" (1850) Людвиг выступил как отдалённый предшественник натурализма в Н. д. Слабость реали-стпч. традиций привела к тому, что натурализм проявился в Н. д. в крайних формах (драма А. Хольца и И. Шлафа "Семейство Зелике", 1892, и др.). Натура-листич. направление в Н. д. представляли также Г. Зуде рман, автор драм нэ темы морали бурж. общества, M. Хальбе ("Юность",1892), О.Э. Хартлебен. Г .Гаупт-ман, следовавший в нек-рых своих пьесах принципам натурализма, поднялся до реалистич. высот в драме "Ткачи" (1892), поев. борьбе силезских рабочих против капиталистич. гнёта, и в сатирич. драме "Бобровая шуба" (1893). В то же время в творчестве Гауптмана нашли выражение и символич. тенденции ("Потонувший колокол", 1896, "Вознесение Ганнеле", 1894).
В нач. 20 в. в Н. д. отчётливо проявились кризис и размежевание сил, сложилось новое направление - экспрессионизм,- косвенно отразившее мелкобурж. протест против социальных условий в империалистич. Германии. Драма экспрессионизма вначале отражала "вечную" борьбу поколений, конфликт отцов и детей, показанный как метафизич. противоречие ( "Поколение" Ф. Унру, "Убийца - надежда женщин" О. Ко-кошки и др.), позднее в пьесах В. Газенклевера, Г. Кайзера получила реалистич. отражение нем. действительность. В сатирич. драмах К. Штернхейма, создавшего цикл комедий "Из героической жизни бюргера", резко вскрывались действительные противоречия бурж. общества.
Подготовка страны к войне вызвала протест со стороны художников, разоблачавших нем. милитаризм ("Крысы" Гауптмана, 1911). В творчестве Ф. Веде-кинда сказалось анархич. бунтарство против совр. ему условий жизни, выступавшее как неопределённый протест против всей жизни, утверждение господства патологич. начал. Драматургия Ведекинда разрабатывает один из вариантов проблемы существования художника в совр. действительности. Эту же тему с большей силой раскрыл Т. Манн в своей единств. драме "Фьоренца" (1905).
Дальнейшее размежевание сил в нем. лит-ре после 1917 сказалось и в последующем развитии экспрессионизма. Э. Толлер пытался выразить в своих пьесах протест против войны, оставаясь всё же в сфере абстрактных идей; пацифистские тенденции проявились у Газенклевера, Унру. В конце 20-х гг. Толлер создал значит, произв. ("Огонь из котлов", 1930, и др.), где отобразил революц. борьбу матросов. К. Цукмайер в 1931 создаёт известную драму "Капитан из Кёпеника".
Развитие Н. д. в 20-е гг. в значит, степени определялось связью мн. драматургов с рабочим движением. Ещё в нач. 20-х гг. в лит-ру вступил крупный пролетарский драматург Ф. Вольф. В 1920 написал первую пьесу ("Ваал") Б. Брехт. Начав как писатель-экспрессионист, Брехт вскоре осознал связь творчества и мировоззрения, изучил диалектич. материализм. Создавая свои первые экспериментальные пьесы, Брехт стремился выработать такой творч. метод, к-рый соответствовал бы сложнейшим проблемам современности, и создал теорию т. н. эпич. т-ра, утверждающую необходимость активизации мысли зрителя. По мнению Брехта, эпич. т-р требует от зрителя решений, воздействует на него аргументами, а не чувством. В центре пьесы стоит человек, показанный в процессе его изменения, становящийся предметом изучения. Теория эпич. т-ра прошла у Брехта неск. этапов, углубляясь в своём содержании. Принципы эпич. т-ра были впервые воплощены в "Трёхгрошовой опере" (1928).
1933 был трагич. годом для истории нем. культуры. Большинство прогрессивных деятелей иск-ва и лит-ры эмигрировали, оставшиеся были лишены возможности продолжать творчество. Созданная Гауптманом трилогия об Атридах - единств, значит., хотя и анахро-нистич. по форме, драматич. произв., написанное в эти годы в Германии. Официальная драматургия фашистских писателей (Г. Пост и др.) восхваляла расизм, войну, антисемитизм и по своему уровню выходит за рамки иск-ва.
В эмиграции продолжали писать Г. Кайзер, Э. Толлер, Ф. Вольф. Брехт создал свои лучшие пьесы -"Страх и отчаяние в Третьей империи" (1938), "Мамаша Кураж и ее дети" (1941), "Добрый человек из Сезуа-на" (1943) и др., в к-рых с новой силой развернулось дарование писателя-антифашиста. Но эмиграция подорвала творч. силы Газенклевера, Унру, Цукмайера.
В первые годы после окончания войны Н. д. не получила значит, развития. В 1949 Брехт написал драму "Дни Коммуны" - о причинах поражения Германии и возможностях победы нар. государства. Вскоре после войны была написана пьеса В. Борхерта "Перед закрытой дверью" (1947) - крик боли человека, изувеченного войной. В дальнейшем развитие драматургии в ГДР и ФРГ пошло разными путями.
В ФРГ широкое распространение получил т. н. "абсурдный театр", драматургия к-рого развивается под влиянием Э. Ионеско, в т. ч. пьесы Г. Грасса и В. Хильдесхеймера, в к-рых неудовлетворённость авторов бурж. миром выражается с помощью причудливых, нарочито эксцентрич. формалистич. приёмов. Большое место в драматургии ФРГ занимают пьесы, пытающиеся определить причины реакц. развития Германии в последние десятилетия. Против атомной опасности выступают Г. X. Рефиш ("По ту сторону страха", 1958) и Г. Г. Янн ("Пыльная радуга", 1961). Большой обществ, резонанс вызвала трагедия Р. Хоххута "Наместник" (1963), разоблачающая связь римского папы Пия XII с фашизмом. Традициям брехтовского эпич. т-ра следует П. Вейс ("Преследование и убийство Жан-Поля Марата", 1964). Прогрессивные тенденции нашли выражение в отдельных произв. X. Кипхардта ("Собака генерала", 1962), 3. Ленца ("Время невинных", 1961).
В первые годы после создания ГДР драма занимала второстепенное место в творчестве писателей. Однако в эти годы создаются последние драмы Брехта, его обработки классич. пьес ("Гофмейстер" Ленца, 1950;
"Кориолан" Шекспира, 1953), к-рые Брехт связывал с актуальными проблемами современности. Появились пьесы, посвящённые нац. истории: "Томас Мюнцер"Ф. Вольфа (1953); "Битва при Лобозице" П. Хакса (1956). Комедия "Катцграбен" Э. Штритматтера-первая попытка выразить в драм. форме революц. изменения в нем. деревне. Трудности, к-рые стояли перед лит-рой ГДР (распространение "теории бесконфликтности", нек-рая иллюстративность, недостаточная глубина обобщения), были преодолены только в конце 50-х гг. Значит, роль в это время начинают играть традиции пролетарского т-ра 20-х гг. Драматурги обращаются к совр. жизни ГДР: "Корректура" Г. и И. Мюллер (1958), "Констатация" Г. Байерля. Теме войны и мира поев. свои произв. М. Рихтер ("Остров господа бога", 1959), Г. Хаузер ("Белая кровь", 1959), Г. Люке ("Подвал", 1957), Г. Пфейфер. Недостатки прошлых лет отчасти преодолеваются в пьесах Э. Штритматтера ("Невеста голландца", 1959), X. Саковского ("Решение Лене Маттке", 1959). Новые темы разрабатывают драматурги, выступающие в комедийном жанре,-Г. Байерль ("Фрау Флинц", 1961) и др. Традиции Брехта в т-ре ГДР продолжает П. Хакс, автор комедии "Заботы и власть" (1962), показывающей противоречия между собственнич. и социалистич. отношением к труду.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1952; M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, M.. 1934, M., 1964; История немецкой литературы в 5 тт., т. 1-2, М., 1962-63; WitkowskyG., Deutsches Drama des XIX Jahrhunderts, Lpz., 1913; Fechter P., Das europaische Drama..., Bd 1-3, Mannheim, 1956-58; B e r g e r K.-H. [u.a.], Schauspielfuhrer in drei Banden, Bd 2. Deutsche Dramatik, B., 1963; К о r f f H. A., Geist der Goethezeit, Bd 1-4, Lpz., 1955-57; Z i e g l e r K., Das deutsche Drama der Neuzeit, в кн.: Deutsche Philologie im Aufriss, Bd l, Munch., 1953; Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold, Munch., 1925; Unger R., Von Nathan zu Faust, Basel, 1916; Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der Renaissance, [B.], 1935; Brinkmann H., Die Anfange des modernen Dramas in Deutschland, Jena, 1933; Lunding E., Das schlesische Kunstdrama, Kbh., 1940; A i k e n-S m e a t h B., The comedy in Germany in the first half of the 18th Century, Oxf., 1936; Wiese B. von, Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1955; К о s с h W., Das deutsche Theater und Drama im 19. und 20. Jahrhundert, 3. Aufl., [Lpz.], 1939. Ал. М.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое немецкая
Значение слова немецкая
Что означает немецкая
Толкование слова немецкая
Определение термина немецкая
nemeckaya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3350 | |
2 | 2738 | |
3 | 2479 | |
4 | 2091 | |
5 | 1933 | |
6 | 1843 | |
7 | 1802 | |
8 | 1782 | |
9 | 1675 | |
10 | 1663 | |
11 | 1562 | |
12 | 1510 | |
13 | 1395 | |
14 | 1351 | |
15 | 1342 | |
16 | 1336 | |
17 | 1323 | |
18 | 1271 | |
19 | 1257 | |
20 | 1254 |