Поиск в словарях
Искать во всех

Театральная энциклопедия - мхат

 
 

Мхат

мхат
МХАТ ? укранська театральна культура, К., 1949; Стан?славський ? сучасн?сть, К., 1963; Б?лецький О, Мамонтов Я., Укранський театр. Хрестоматя, ч 2, [К.], 1941; Про мистецтво режисера. Зб?рник, К., 1948;
Про мистецтво театру, К., 1954; Йосипенко М., У творч?й сп?вдружб?, К., 1954; Д у р и л ? н С., Творча един?сть, К., 1957; Драк А., Укранське театрально-декорац?йне мистецтво, К., 1961; В а н ? н а ?., Шексп?р на укранськ?й сцен?, К., 1958; Ван?на ?., Укранська шексп?р?ана, К., 1964; XX рок?в театру ?м. в. Франка, К., 1940; Захаржевська О., Театр ?м. ?вана Франка, К., 1949; Харьковский украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко. Творческий путь театра, X., 1951; Корд? а н ? Б., Мельничук-Лучко Л., Льв?вский... драматичний театр ?м. М. Заньковецько, К., 1965; Ежегодник "Театральна культура" за 1964, 1965, К., 1966, за 1966, К., 1967; Серия творческих портретов мастеров театpa им. И. Франка, К., 1940; Серия творческих портретов мастеров Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко, X., 1947; Серия "Майстри мистецтв Украни", К., 1947; Серия "Народные артисты ССР Украины", К., 1960-1966. И. Hoc., О. Н. Б. (театр), Н. Нос., Р.Б. (театроведение).
Музыкальный театр. Укр. муз. т-р своими истоками восходит к нар. творчеству - к театрализованным представлениям с музыкой, играми и плясками на Запорожской Сечи (17 в.), к муз.-танц. интермедиям школьного т-ра (17-18 вв.), к импро-визац. спектаклям воспитанников Киевской академии, к оперным представлениям в Глухове и Батурине (1750-75). Во 2-й пол. 18 в. композиторы-украинцы, обучаясь в Италии, создали первые оперы: М. С. Березовский написал оперу "Демофонт" (177.3т Ливорно), Д. С. Бортнянский -"Креонт" (1776, Венеция) п др. Первые проф. балетные и оперные спектакли на Украине были пост. в Городском т-ре Харькова (1780): "Мельник, колдун, обманщик и сват" Соколовского и Фомина, "Водовоз" Керубини, "Вольный стрелок" Вебера и др. С 1803 оперные спектакли начали ставиться в Одессе. С 1812 в Харькове (труппой И. Ф. Штейна) ставились оперные спектакли, вок.-танц. дивертисменты и нар. водевили с участием М. С. Щепкина, К. Т. Соленпка, О. А. Петрова. В 1823 был открыт т-р в Киеве оперой неизв. автора "Украинка, или Волшебный замок". Начиная с 20-х гг. 19 в. получают широкое распространение нац. муз. спектакли с пением и танцами ("Наталка-Полтавка" п "Солдат-чародей" Котля-ревского) п водевили ("Бой-баба", "Сватанье на Гон-чаровке" Квптки-Основьяненко, "Кум-мирошник" Дмптренко, "Где согласье в семействе" неизв. автора и др.). В 1863 на петерб. сцене была впервые пост. комич. опера "Запорожец за Дунаем" Гулак-Арте-мовского. В 60-70-е гг. в т-ре "Руська бес?дам реж. Е. В. Бачинскпй, И. И. Гриневецкий, А. Ф. Стечпн-ский пост. на укр. яз. оперетты Оффенбаха, Целлера, Штрауса, Планкета, Зуппе.
Валуевский циркуляр (1863) и Эмскнй указ (1876) царского правительства о запрещении театр. пост. на укр. языке несколько затормозили развитие укр. муз. т-ра, возродившееся в 80-е гг. 19 в. в нац. мелодрамах, опереттах и водевилях.
Основы укр. оперно-балетной культуры были заложены пост. нац. опер. В 1873 студенты Киевского университета под рук. М. П. Старицкого и Н. В. Лысенко пост. первую укр. оперу - "Рождественская ночь" Лысенко. В 1881-82 труппой М. Л. Кро-пивницкого были поставлены "Черноморцы" Лысенко. В 1885 Лысенко п Старпцкпй пост. в Харькове оперу "Утопленница" Лысенко, а в 1899 Кропивниц-кий пост. оперу "Катерина" Аркаса п совместно с ба-летм. Ф. Нижпнскпм дивертисмент "Казак". В 1907 был открыт Киевский т-р Н. К. Садовского, показавший спектакли: "Проданная невеста" (1908); "Сельская честь" Масканьи (1909), "Галька" Монюшко (1910), "Энеида" (1910) и "Утопленница" (1913) Лысенко, "Пан Сотник" Козаченко (1911), "Роксолана" Сичинского (1912) и др. Пост. Садовского отличались красочной театральностью н тонкой музыкальностью. В этом т-ре свою артистич. деятельность начали певцы:
М. П. Литвиненко-Вольгемут, Е. Д. Петляш и др., хорм. и дирижёр В. Н. Верховпнец. В 1906-13 т-р "Руська бес?да", гастролировавший в Галиции и на Буковине, под рук. И. Д. Стадныка осуществил на укр. яз. пост. опер: "Евгений Онегин", "Проданная невеста", "Фауст", "Травиата" и др.
После Октябрьской революции был создан первый сов. укр. оперно-балетный т-р - Украинская муз. драма в Киеве (1919, реж. А. С. Курбас, дирижёр М. М. Багриновскпй, худ. А. Г. Петрицкий, балетм. М. М. Мордкпн). Были пост. опера "Утопленница" Лысенко п балет "Азиаде" Гютэля. Нападение на город деникинцев прервало работу т-ра. В 1920 в Харькове был организован Рус. оперный т-р, в к-ром была пост. опера "Тарас Бульба" Лысенко на укр. яз. (реж. Н. Н. Боголюбов, дирижёр Л. П. Штейнберг). В 1925 был открыт первый в истории Украины национальный т-р оперы и балета в Харькове (позднее Украинский театр оперы и балета имени И. В. Л ысен-ко), ставший центром формирования укр. муз. театр. иск-ва, оперной режиссуры, вок. и балетного пспол-нительства. В 1926 т-ры были открыты в Киеве (позднее Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко) и Одессе (Одесский т-р оперы и балета). В 1926-27 эти т-ры образовали творч. объединение под рук. И. М. Лапицкого, направившего их деятельность в русло освоения рус. и мировой классики. В 1927 т-ры начали работать над нац. репертуаром ("Взрыв" Яновского, Харьковский т-р). В 1928 в Полтаве была создана гос. передвижная рабочая опера Левобережья, гастролировавшая в Сумах, Запорожье, Николаеве и др. (реорганизована в 1931 в стационарный Днепропетровский т-р оперы и балета, к-рый функционировал до 1941). В 1929 в Виннице была открыта Передвижная опера под рук. реж. С. И. Каргаль-ского п дирижёра М. И. Вериковского. В 1932 из части её труппы образовался стационарный Луганский т-р оперы и балета (под рук. Н. Н. Боголюбова), переведённый в 1940 в Донецк и переименованный в Донецкий муз. т-р (под рук. И. М. Лапицкого). В 1939 был создан Львовский т-р оперы и балета под рук. Н. Д. Покровского, открывшийся оперой "Тихий Дон" Дзержинского.
С первых же сезонов сов. укр. оперные т-ры шли своим путём в создании репертуара, в режиссуре, исполнительстве, декорационном иск-ве, преодолевая ложную "украинизацию", элементы вульгарного социологизма и т. д. Поисками оригинальной муз.-сценич. формы отличались первые пост. опер укр. сов. композиторов - "Взрыв" Яновского (1927, Харьков, реж. В. Д. Мапзпй, дирижёр А. Э. Маргулян, худ. А. Н. Волненко), "Разлом" Фемилиди (1929, Одесса), "Дума черноморская" ("Самийло Кишка") Яновского (1928, Киев), "Кармелюк" Костенко (1931, Харьков), "Золотой обруч" ("Беркуты") Лятошпнско-го (1930, Киев).
На укр. сцене ставились оперы и балеты рус. и зарубежной классики, композиторов народов СССР. Поисками отмечена деятельность балетных коллективов, возглавляемых балетмейстерами: Л. А. Жуковым, М. М. Д псковским, Р. И. Баланотти, К. Я. Го-лейзовским, Н. А. Болотовым, П. П. Впрским, В. К. Литвиненко, М. Ф. Моисеевым. На сценах т-ров пост. балеты укр. композиторов: "Ференджи" Яновского (1930, Харьковский т-р оперы и балета), "Карманьола" Фемилиди (1930, Одесский т-р оперы и балета), "Пан Каневский" Вериковского (1931, Харьковский т-р оперы и балета), "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1936, Днепропетровский т-р оперы и балета).
Во 2-й пол. 30-х гг. укр. муз. т-р обогатился новыми нац. произв.: операми - "Щорс" Лятошинского (1938, Т-р оперы п балета им. Шевченко, реж. Ла-пицкпй, дирижёр В. А. Дранишников, худ. А. Хво-стенко-Хвостов), "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко); балетами - "Лилея" Данькевича (1940, там же; 1941, Харьковский т-р оперы и балета) и "Светлана" Кле-банова (1939, Большой т-р, Москва). В этот период были созданы яркие пост. оперной классики: "Снегурочка", "Кармен"; "Мейстерзингеры" Вагнера (реж. Лапицкий, Т-р оперы и балета им. Шевченко; Харьковский т-р оперы и балета), "Пиковая дама"; "Отел-ло" Верди (реж. Н. В. Смолич, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Аида" (реж. В. А. Лосский, Одесский т-р оперы и балета), "Травиата" (Харьковский т-р оперы и балета, реж. С. Д. Масловская), "Царская невеста" (Днепропетровский т-р оперы и балета, реж. М. П.Стефанович).
В 30-е гг. на Украине были организованы первые сов. т-ры муз. комедии. В 1929 - Харьковский т-р муз. комедии, в 1930 - Передвижная укр. оперетта Донбасса, а в 1934 - Киевский т-р муз. комедии. Первыми укр. опереттами, получившими широкую популярность, стали "Сорочпнская ярмарка", "Майская ночь" Рябова (1936, Харьковский т-р муз. комедии). В 1937 в Харьковском и Киевском т-рах музыкальной комедии была пост, музыкальная комедия "Свадьба в Малиновке" Рябова. С конца 30-х гг. сов. репертуар занимает прочное место в укр. т-ре оперетты.
В годы войны временно эвакуированные оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, т-ры Одессы и Днепропетровска - в Красноярске, т-ры муз. комедии - в Узбекистане. В последующие годы муз. т-ры Украины активно работают над воплощением темы героич. современности. В 1947 в Т-ре оперы и балета им. Шевченко была осуществлена пост. оперы "Молодая гвардия" Мейтуса. В 1950 "Молодая гвардия" была пост. в Донецке, а в 1953 во Львовском т-ре оперы и балета. Среди балетных спектаклей - "Светлана" Клебанова (1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Олеся" Русинова (1948, Одесский т-р оперы и балета), "Юность" Чулаки (1950, Т-р оперы и балета им. Шевченко). Появляются новые укр. оперы - "Батрачка" Вериковского (1943, там же; 1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. городах). Ставится нов. ред. балета Данькевича "Лилея" (1945, Т-р оперы и балета им. Шевченко и др. укр. т-ры), балеты-"Лесная песня" Скорульского (1946, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1958, там же), "Хустка Довбуша" Кос-Ана-тольского (1948, Львовский т-р оперы и балета), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. т-рах). Среди пост. классич. произв.: "Русалка" Дворжака- впервые пост. в СССР (1954, Харьковский т-р оперы и балета). В муз. т-рах Украины работают дирижёры:
В. С. Тольба, Н. Д. Покровский, Я. А. Вощак, В. О. Пирадов; реж.: М. П. Стефанович, В. И. Харченко, А. А. Здиховский, В. М. Скляренко; балетм.: Г. А. Березова, В. И. Вронский, С. С. Сергеев, Н. И. Тре-губов; худ.: А. Г. Петрицкпй, А. В. Хвостенко-Хво-стов, И. Г. Назаров, А.Н. Волненко, П. А. Злочевский, Ф. Ф. Нирод; хормейстеры: Н. М. Тараканов, Л. Н. Венедиктов, Е. И. Коноплева, В. И. Колесник.
2-я пол. 50-х-60-е гг. отмечены большим подъёмом онерно-балетного иск-ва Украины. Созданы оперы- "Милана" (1957), "Арсенал" (1960), "Тарас Шевченко" (1964) Г. И. Майбороды (все в Т-ре оперы и балета им. Шевченко), "Украденное счастье" (1960, Львовский т-р оперы и балета) и "Дочь ветра" (1965, Одесский т-р оперы и балета) Мейтуса, "Назар Стодоля" Данькевп-ча (1960, там же и Харьковский т-р оперы и балета;
1961, Киев и Львов), "Лесная песня" Кирейко (1959, Львов), "Коммунист" Клебанова (1966, Харьковский т-р оперы и балета) и др.; балеты - "Ростислава" Г. Л. Жуковского (1955, там же), "Таврия" Нахабина (1960, Харьковский т-р оперы и балета), "Тени забытых предков" В. Д. Кирейко (1961, Львовский т-р оперы' и балета), "Оксана" В. Б. Гомоляки (1964, Донецк), "Орыся" А. И. Кос-А натольского (1965, Львовский т-р оперы и балета); муз. комедии - "Чудесный край" (1950, Киевский т-р муз. комедии) и "Красная калина" (1954, Харьковский т-р муз. комедии) Рябова, "На рассвете" О. А. Сандлера (1965, Одесский т-р муз. комедии). В репертуаре т-ров также оперы и балеты Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Шебалина, Караева, произв. рус., заруб, и укр. классики. В муз. т-р в 50-60-х гг. пришли дирижёры: Е. В. Ду-щенко, Ю. А. Луцпв, Г. П. Проваторов; реж.:
Ю. Н. Леков, Л. Г. Силаев, Н. М. Кабачек, И. А. Молостова; балетм.: Н. М. Скорульская, А. Шпкеро; худ.: Е. II. Лысик, Л. В. Братченко.
В настоящее время в республике работают: Украинский т-р оперы п балета им. Шевченко (Киев), Харьковский т-р оперы п балета им. Лысенко, Львовский т-р оперы и балета им. Франко, Одесский т-р оперы и балета, Донецкий русский т-р оперы п балета;
Киевский т-р оперетты, Харьковский т-р муз. комедии, Одесский т-р муз. комедии (русский).
В т-рах работают нар. артисты СССР: Б. А. Руден-ко, Л. А. Руденко, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Чав-дар, Д. М. Гнатюк, Н. Д. Ворвулев, М. С. Гришко, Б. Р. Гмыря, Н. С.. Белпннпк, П. П. Кармалюк, К. А. Симеонов, В. И. Вронский; нар. арт. УССР:
В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, Е. Н. Ершова, Л. Д. Лобанова, 3. П. Хрпстич, Э. М. Томм, Т. В. По-номаренко, Н. И. Гончаренко, Р. М. Сергиенко, Г. Поливанова, Г. Кириллина, И. Михайличенко, В. И. Ти-мохпн, В. С. Тольба, Ю. А. Гуляев, Е. II. Черво-нюк, В. М. Скляренко, С. Д. Козак, Н. А. Апухтин, Л. Г. Силаев, Б. И. Чистяков п др.
Лит.: А р х ? м о в п ч Л., Укранська класична опера, К., 1957; Стан?шевський Ю., Укранський радянський балет. К., 1963. Ю. С.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мхат
Значение слова мхат
Что означает мхат
Толкование слова мхат
Определение термина мхат
mhat это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины